По мнению Минюста, деятельность движения направлена на «разрушение многонационального единства и территориальной целостности России».
26 июля 2024 года Министерство юстиции внесло в перечень экстремистских организаций «Антироссийское сепаратистское движение» и 55 его «структурных подразделений». Среди них — фонд Free Russia, ранее признанный «нежелательной организацией», «Лига свободных наций», фонд «Азиаты России», «Центр прав человека Ичкерия», «Международный комитет коренных народов России» и другие движения и объединения, выступающие как за независимый статус, так и за расширение прав разных регионов России. В основном речь идет об организациях, действующих за пределами России — либо уже продолжительное время, либо после 24 февраля 2022 года, когда они выступили против вооруженных действий России в Украине.
Напомним, 7 июня 2024 года Верховный суд признал экстремистской организацией «Антироссийское сепаратистское движение» и его структурные подразделения, запретив их деятельность на территории страны. Ранее в суд с соответствующим иском обратился Минюст — материалы зарегистрировали 17 апреля 2024 года, рассмотрение дела проходило в закрытом режиме.
Как заявлял Минюст, «Антироссийское сепаратистское движение» — это международное движение «по разрушению многонационального единства и территориальной целостности России». Какие конкретно структурные подразделения к нему отнесены, тогда не сообщалось.
С нашей точки зрения, запрет «Антироссийского сепаратистского движения» — это очередной «резиновый» запрет, т.е. запрет некой несуществующей организации, который позволит привлекать к уголовной ответственности широкий круг самых разных активистов и обычных граждан в разных регионах России. Среди подобных решений — признание экстремистскими организациями «субкультуры АУЕ» и «международного движения ЛГБТ», а также запрет как террористической организации «движения “Колумбайн”». Действительно, единой, имеющей общую структуру организации под названием «Антироссийское сепаратистское движение», очевидно, не существует. Под таким движением Минюст, как теперь стало известно, подразумевает совокупность различных организаций и активистских инициатив, как выступающих за выход разных регионов из состава России, так и регионалистских.
Мы полагаем, что запрет «Антироссийского сепаратистского движения» и его подразделений ставит под удар не только сепаратистов, выступающих за отделение тех или иных регионов от России военным путем, но и тех, кто исключительно в мирном ключе ведет дискуссии о статусе той или иной территории и даже о расширении ее прав, в том числе культурных, в составе России.
Эти преследования могут осуществляться как в административном порядке, так и в уголовном. Помимо ст. 20.3.2 КоАП, 280.1 и 280.2 УК, подразумевающих ответственность непосредственно за призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России, после вступления в силу решения о признании «Антироссийского сепаратистского движения» экстремистской организацией стало возможным и преследование по ст. 20.3 КоАП, 282.2, 282.3 и 282.4 УК.
Напомним, с нашей точки зрения, ограничения допустимы лишь в случае призывов к насильственному сепаратизму, мирная дискуссия о статусе той или иной территории ограничиваться не должна.