Аиду Нуриеву пытались привлечь к ответственности за плакат с упоминанием Навального.
Судьи Кировского районного суда Уфы дважды — 26 февраля и 15 марта 2024 года — отказались рассматривать протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Аиды Нуриевой по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование символики экстремистской организации).
Нуриева была задержана в Уфе 24 февраля 2024 года. Как следует из определений суда, в протоколе, составленном сотрудниками полиции, говорилось, что возле входа на каток у Гостиного двора она «публично демонстрировала плакат с надписью “Путин — убийца Навального! Требую выдать тело!”, которое содержит высказывание, а также атрибутику протестного свойства экстремистской направленности, которая использовалась фондом борьбы с коррупцией “ФИО6”, запрещенного на территории РФ».
Суд заметил, что в протоколе не указано, какое конкретно высказывание или атрибутика демонстрировались Нуриевой. Кроме того, Нуриева отказалась от дачи объяснений в присутствии некоего лица (видимо, защитника), но его процессуальный статус не был указан и не были разъяснены права и обязанности. Наконец, в представленных в суд материалах был диск с видеозаписью, но не указан источник и форма получения этой записи, а такжет кто, когда, где и при помощи какого оборудования производил съемку.
В протоколе, поступившем в суд в марте, было исправлено время совершения правонарушения. При этом в материалах дела не было сведений о вручении Нуриевой исправленного протокола, изменения не были заверены надлежащим образом, в деле отсутствовал ордер или доверенность адвоката, права защитнику разъяснены не были. Подробностей о происхождении видеоматериалов в деле также не появилось.
Напомним, Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), Фонд защиты прав граждан (ФЗПГ) и штабы Навального были признаны экстремистскими организациями 9 июня 2021 года. Решение о запрете вступило в законную силу 4 августа 2021 года. На наш взгляд, достаточных законных оснований для запрета организаций Навального как экстремистских у суда не было. Поэтому и преследование за демонстрирование символики команды Навального мы расцениваем как неправомерное. Тем более вызывает недоумение тот факт, что портреты Навального и упоминания его фамилии правоохранительные органы, а в вслед за ними и суды в последнее время расценивают как демонстрирование символики запрещенной организации. В данном случае суд применил более вдумчивый и скрупулезный подход к рассмотрению дела.