Андрея Кушнерева и Михаила Кирпиченкова обвиняют по ч. 1 ст. 148 УК.
26 апреля 2024 года в Дорогобужский районный суд Смоленской области поступило дело Михаила Кирпиченкова и Андрея Кушнерева, обвиняемых по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 148 УК (покушение на оскорбление религиозных чувств верующих). 13 мая дело было передано по подсудности в мировой суд.
Из материалов дел Кирпиченкова и Кушнерева об административных правонарушениях, опубликованных на сайте Дорогобужского суда, и рассказа самого Кушнерева проекту «ОВД-Инфо» следует, что 11 февраля 2024 года они подожгли Библию и стали снимать процесс сожжения на камеру мобильного телефона. По словам Кушнерева, книгу было решено сжечь по причине «несогласия с РПЦ».
Горящую Библию заметил сотрудник полиции и доставил Кушнерева и Кирпиченкова в ближайшее отделение ГИБДД. Позже (по словам Кушнерева, через десять часов) друзей формально задержали, а еще два дня спустя Дорогобужский районный суд арестовал их на 10 суток за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП) — якобы при доставлении в отдел полиции они отказались сообщать свои данные, сопротивлялись доставлению, вырывались, пытались убежать. Как следует из постановлений суда, это произошло 11 февраля в 17:00, хотя доставлены в дежурную часть Кушнерев и Кирпиченков были только 12 февраля в 00:20.
Позже было возбуждено уголовное дело по ст. 148 УК. Как сообщил Кушнерев, следователь взял с него подписку о невыезде. Кроме того, по его словам, проведенная ходатайству следователя судебная психолого-психиатрическая экспертиза «предварительно поставила ему психиатрический диагноз». О роли Кирпиченкова в деле он в своем рассказе упоминать не стал.
С нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих», введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. Для случаев, подобных данному, законодательством предусмотрена ч. 2 ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение), по которой правонарушителям может быть назначен существенный штраф или обязательные работы.