Новости по теме

Суд в Москве арестовал левого активиста на 10 суток

Алексея Шичкова признали виновным по трем административным статьям.

31 мая 2024 года Дорогомиловский районный суд Москвы рассмотрел пять административных дел в отношении левого активиста Алексея Шичкова: по два дела по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) и по ст. 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и одно дело по ст. 20.29 КоАП (распространение экстремистских материалов). По ст. 20.3.1 КоАП Шичкову назначили административные аресты на 10 суток, а по остальным трем протоколам — штрафы от двух до трех тысяч рублей. 6 июня Мосгорсуд утвердил решения об аресте, уточнив, что срок наказания должен рассматриваться не с момента задержания активиста 30 мая, а со дня первого решения суда, 31 мая, фактически добавив к наказанию еще сутки ареста.

Поводом для административных дел стали публикации активиста во «ВКонтакте», размещенные в период с 2014 по 2017 год. Протоколы по ст. 20.3 КоАП составили из-за двух фотографий — на них изображались свастика и нацистская наклейка, размещенная на территории района, где проживал Шичков. Дела по ст. 20.3.1 КоАП против активиста возбудили из-за комментария Шичкова про силовиков, опубликованного под новостью об обыске у политика и математика Михаила Лобанова, и фотографии с надписью «1312», отсылающей к аббревиатуре ACAB. По мнению правоохранительных органов, разместив публикации, Шичков возбуждал ненависть в отношении силовиков. Дело по ст. 20.29 КоАП также связано с изображением, на которой была нацистская наклейка с надписью «Бери топор Встречай гостей с гор».

Мы полагаем, что Шичкова привлекли к ответственности неправомерно. Очевидно, левый активист распространял изображения с нацистской символикой и лозунгами с целью критики своих оппонентов и в попытке привлечь внимание к их действиям сотрудников правоохранительных органов, а не для пропаганды соответствующей идеологии. Что касается дел по ст. 20.3.1 КоАП, то мы полагаем, что сотрудники правоохранительных органов не должны считаться уязвимой социальной группой, защищаемой антиэкстремистским законодательством. Напротив, как неоднократно отмечал Европейский суд по правам человека, они должны быть исключительно терпимы к критике, если речь не идет о реальной угрозе применения насилия. Напомним, что мы в целом выступаем за исключение неясного термина «социальная группа» из состава норм о возбуждении ненависти именно из-за его расширительной трактовки.