В июне 2024 года в отношении Эйдельман возбудили дело по ч. 4 ст. 354.1 УК, поводом для преследования стали видеоролики об истории. В январе 2025 года стало известно о возбуждении еще одного дела — по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК.
28 июня 2024 года прокуратура Москвы сообщила о возбуждении уголовного дела против историка Тамары Эйдельман. Ее обвиняют по ч. 4 ст. 354.1 УК (распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, оскорбление памяти защитников Отечества).
21 июня ведомство сообщило, что провело проверку, в результате которой в авторской исторической программе Эйдельман на YouTube нашли «высказывания, выражающие явное неуважение к дню воинской славы России и памятной дате России, связанной с защитой Отечества, а также оскорбляющие память защитников Отечества». Материалы проверки были направлены в следственные органы для возбуждения дела. В каких именно роликах содержались высказывания, ставшие поводом для уголовного преследования, в пресс-релизе прокуратуры не сообщалось.
4 января 2025 года стало известно, что в отношении Эйдельман возбудили еще одно уголовное дело — по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК (отрицание фактов или одобрение престулпений, установленных Нюрнбергским трибуналом, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные в интернете).
Мы сомневаемся в обоснованности преследования Эйдельман. С нашей точки зрения, дискуссия на исторические темы — как о памятных датах и военных праздниках России, так и о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, даже содержащая вольную или некорректную интерпретацию фактов и резкие оценки — не должна становиться поводом для уголовного преследования, если она не сопровождается призывами к насилию, ненависти и дискриминации. О подобных призывах в публикациях Эйдельман нам ничего не известно. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, едва ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. В случаях, когда затронута репутация конкретных ветеранов, спорные вопросы могут решаться их родственниками в порядке гражданского судопроизводства.
28 мая 2025 года стало известно, что в отношении Эйдельман также возбудили дело по ст. 207.3 УК (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании вооруженных сил), обвинение связано с постом в Telegram-канале.