Владимиру Ефимову вынесли третий приговор. Ему назначили полтора года лишения свободы, а по совокупности с предыдущим приговором — два года. Поводом для возбуждения дела послужил пост со сравнением певца Shaman с юным нацистом из фильма «Кабаре».
4 апреля 2025 года Петропавловск-Камчатский городской суд вынес очередной приговор лидеру регионального отделения партии «Яблоко», журналисту Владимира Ефимова по ч. 1 ст. 282.4 УК (неоднократное демонстрирование запрещенной символики) и ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация использования вооруженных сил).
Суд приговорил Ефимова к полутора годам лишения свободы в колонии-поселении. Путем частичного сложения с полутора годами, назначенными Ефимову по другому приговору, общий срок составит два года лишения свободы. В качестве дополнительного наказания Ефимову назначили трехлетний запрет на администрирование сайтов и размещение публикаций в интернете.
Прокурор запрашивал четыре года колонии-поселения.
О возбуждении дела по ст. 282.4 УК в отношении Ефимова стало известно 9 ноября 2023 года. Поводом для уголовного преследования политика стала публикация в Facebook: он разместил в соцсети пост с критикой исполнителя Shaman, сравнив его с молодыми нацистами из «Гитлерюгенда». Свои высказывания политик сопроводил фрагментом из антифашистского фильма Боба Фосса «Кабаре», сюжет которого развивается на фоне нарастания влияния нацизма в Веймарской республике. С точки зрения следствия, опубликовав видео, Ефимов публично продемонстрировал «нацистскую символику в виде свастики, герба третьего рейха и нацистского партийного приветствия». Согласно сообщениям в социальных сетях, в качестве меры пресечения Ефимову назначили запрет определенных действий.
26 июня 2024 года Елизовский районный суд Камчатского края зарегистрировал это дело Ефимова, 3 июля дело Ефимова передали по подсудности, и 23 июля 2024 года оно поступило в Петропавловск-Камчатский городской суд. При этом оказалось, что в обвинение также входит ст. 280.3 УК.
Преследование Ефимова по ст. 282.4 УК стало возможным потому, что в 2022 году его дважды привлекали к ответственности по административной статье о демонстрировании запрещенной символики (ч. 1 ст. 20.3 КоАП). Тогда поводом для протоколов стала нацистская символика, которую политик разместил в соцсетях, при этом суду Ефимов рассказал, что не использовал символику с целью пропаганды нацизма. В июне 2023 года пресс-служба камчатского «Яблока» сообщила, что в отношении политика составили еще один протокол по ч. 1 ст. 20.3 КоАП. Дело поступило на рассмотрение в Елизовский районный суд Камчатского края, однако судья вернула материалы оперуполномоченному Центра по противодействию экстремизму, заметив, что действия Ефимова содержат признаки уголовно наказуемого деяния.
С нашей точки зрения, наказывать за демонстрирование запрещенной символики следует только в тех случаях, когда речь идет о пропаганде соответствующей идеологии. В видео, которое разместил Ефимов, идеология нацизма, очевидно, не пропагандировалась, поэтому преследование жителя Петропавловска-Камчатского мы считаем неправомерным. Отметим также, что закон допускает случаи использования нацистской символики «при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии».
Что в точности стало поводом для уголовного преследования политика по ст. 280.3 УК именно по этому делу, неизвестно. Ранее Ефимова уже судили по этой статье УК. 31 марта 2023 года Петропавловск-Камчатский городской суд приговорил его к штрафу в 200 тысяч рублей за антивоенные публикации в социальных сетях; в июне того же года приговор был утвержден. А в начале 2025 года его осудили еще раз, приговорив уже к реальному сроку лишения свободы, по делу, которое возбудили в августе 2024-го. До этого, в 2022 году, Ефимова несколько раз привлекали по административной статье о дискредитации армии(ст. 20.3.3 КоАП): суд назначал ему штрафы в размере 30 тысяч рублей.
С нашей точки зрения, введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным.