Активиста также преследуют по ст. 205.2 и 207.3 УК.
Оппозиционер Игорь Оржевский стал фигурантом уголовного дела по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК (отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны) и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды с угрозой применения насилия). Об этом он сам рассказал Центру «Сова».
Ранее сообщалось, что в отношении активиста возбудили дела по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма) и п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК «фейки об армии» по мотиву ненависти). Это произошло 9 апреля 2024 года. Как выяснилось, 30 апреля следственный отдел по городу Люберцы ГСУ СК России по Московской области возбудил в отношении Оржевского и дела по ст. 282 и 354.1 УК. Все четыре дела были соединены в одно производство. 5 июня оппозиционер был объявлен в международный розыск и заочно арестован.
Обвинение Оржевского по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК связано с постом во «ВКонтакте» от 24 августа 2023 года, в котором он обвинял вооруженные силы России в геноциде украинцев в Буче.
По ч. 2 ст. 205.2 УК его обвиняют за пост от 30 сентября 2023 года с реквизитами, по которым можно было делать денежные переводы в пользу легиона «Свобода России», который признан террористической организацией.
Дело по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК было возбуждено в связи с двумя публикациями. Первая, от 23 августа 2023 года, содержала фотографию билборда с изображением Владимира Путина в образе Адольфа Гитлера, со свастикой на лацкане пиджака и бантом из Георгиевской ленты на лбу, с надписью «Пошел вон из Украины!» Пост содержал пояснение: «Билборд в Украине» и ряд хештегов в поддержку Украины, а также признанных террористическими организациями легиона «Свобода России» и Русского добровольческого корпуса (РДК).
Второй пост содержал текст, в котором Оржевский причислял себя к «демократически настроенным людям», которые находятся «в состоянии информационной войны с Путинским режимом». Автор текста поддержал Украину, РДК и легион «Свобода России» (которые назвал «антифашистской группировкой из граждан России»), выражая надежду на то, что возврат Крыма, Донецка, Луганска и других территорий «сыграет свою роль в приближении конца тирана Путина». Он добавил, что пригожинский мятеж «явно будет не последним гвоздем в крышку гроба узурпации власти Путинским ОПГ», и заметил, что «есть небольшой шанс», что часть российских войск «повернет стволы» против российских властей. Автор также назвал Путина «мировым террористом» и сравнил с «насильником-маньяком», удерживающим в заложниках человека под угрозой взрыва газа на кухне. Публикация содержала ряд хештегов, в том числе «#рашисты» и «#ватники».
По мнению следствия, оба поста содержали «лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, а равно унижения человеческого достоинства с угрозой применения насилия к группе лиц, выделенной по признаку происхождения, обозначенной как “русский народ”».
Обвинение Оржевского по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК связано с вышеупомянутым постом с антипутинским билбордом. Следствие утверждает, что этот материал содержал «психологические и лингвистические особенности, указывающие на осквернение исторической памяти о Великой Отечественной войне». С точки зрения СК, размещая в соцсети пост, Оржевский имел умысел на отрицание фактов, установленных Нюрнбергским трибуналом, и распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны.
Мы считаем, что Оржевского преследуют по ст. 282 и 354.1 УК неправомерно. Пост с антипутинским текстом содержал теги «#рашисты» и «#ватники», но, во-первых, речь в нем шла не об этнических русских, а о сторонниках политического курса властей вне зависимости от их этнической принадлежности; во-вторых, никаких призывов к насилию в этом посте мы не нашли. В публикации с билбордом вообще не было никаких высказываний, направленных против той или иной группы населения.
Что касается «осквернения исторической памяти о Великой Отечественной войне», то такие действия вообще не являются составом преступления, предусмотренным ст. 354.1 УК. Никаких мнений о фактах, установленных Нюрнбергским трибуналом, Оржевский в посте не высказывал, как не обсуждал и деятельность СССР в годы Второй мировой.
Напомним также, что мы выступаем против использования мотива политической ненависти в делах, связанных с клеветой, в т. ч. в делах по ст. 207.3 УК. Проявление политической и идеологической ненависти само по себе не криминализовано, и мы считаем, что этот мотив уместно относить к отягчающим обстоятельствам лишь в статьях о применении насилия, т. к. такие преступления представляют серьезную общественную опасность. В делах о военных «фейках» такой мотив используется необоснованно: очевидно, что публикаторы информации о ходе боевых действий, которая отличается от официальной, не согласны с курсом властей, т. е. обычно речь идет о проявлении мирной политической критики.
Ранее Игоря и Светлану Оржевских оштрафовали по административным статьям о публичном демонстрировании нацистской символики (ч. 1 ст. 20.3 КоАП) и о дискредитации использования вооруженных сил (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) за плакат с перечеркнутой свастикой.