Новости по теме

В Москве против блогера возбудили уголовное дело об оскорблении чувств верующих

Поводом для преследования Хавиера Ярмагомедова по ст. 148 УК стал стрим, на котором он топчет крест и оскорбляет верующих.

17 июля 2024 года управление Следственного комитета по Москве сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении блогера Хавиера Ярмагомедова. Он стал подозреваемым по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств верующих).

Поводом для дела стал стрим Ярмагомедова, который он провел 12 июля на платформе Bigo Live. В ролике блогер топчет ногой лежащий на полу крест и плюет на него. На видео также слышны оскорбления в адрес христиан. 16 июля внимание на стрим обратил Telegram-канал Readovka, после чего привлечь блогера к ответственности потребовал депутат Госдумы Александр Хинштейн. Сам Ярмагомедов позднее принес публичные извинения за свой поступок, назвав свои действия «самозащитой», а происходящее — провокацией. Какой конфликт привел его к топтанию креста на камеру, неизвестно.

19 июля СК сообщил, что Ярмагомедову предъявили обвинение — причем не только по ч. 1 ст. 148 УК, но и по пп. «а», «г» ч. 2 ст. 242.1 (оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), поскольку соответствущие фото и видео были обнаружены в его телефоне.

С нашей точки зрения, поступок Ярмагомедова, из-за которого возбудили дело по ст. 148 УК, не дает повода для уголовного преследования. Уничтожение креста подпадает под действие ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение), а за грубые высказывания в отношении христиан блогера можно было бы привлечь к ответственности по ст. 20.3.1 КоАП о возбуждении ненависти и вражды. Что касается применения ст. 148 УК, с нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих», включенное в состав этой статьи, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла.