В Юхнове двое пьяных попробовали потушить Вечный огонь и вырвали венок с братской могилы. Их приговорили к полутора годам принудительных работ.
20 ноября 2024 года Калужский областной суд вынес обвинительный приговор Вадиму Иванюшкину и Артему Черняеву по ч. 4 ст. 354.1 УК РФ (осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества, совершенные группой лиц). Суд назначил каждому из них наказание в виде полутора лет лишения свободы, которое счел возможным заменить на полтора года принудительных работ с удержанием 10 % зарплаты в доход государства.
Об уголовном деле против жителей Юхновского района СУ СК России по Калужской области сообщило 18 июля 2024 года. 23 октября прокуратура Калужской области сообщила об утверждении обвинительного заключения по делу, 31 октября оно поступило в суд.
По версии следствия, с которой согласился суд, 14 июля 2024 года обвиняемые, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытались ногами потушить Вечный огонь на братской могиле советских воинов, погибших за освобождение Юхнова (она является объектом культурного наследия регионального значения), а затем вырвали с захоронения венок. Тем самым, установил суд, они совершили осквернение символов воинской славы России и оскорбление памяти защитников Отечества.
Подсудимые полностью признали вину и раскаялись, а также записали видео с публичными извинениями. Дело рассматривалось в особом порядке. При назначении наказания суд также учел данные об их личностях, молодой возраст и активное способствование расследованию.Мы полагаем, что действия жителей Калужской области заслуживают порицания. Однако, напомним, уголовное преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. Более того, даже если понимать под осквернением памятников не только непосредственное их повреждение, такое «осквернение» может быть квалифицировано не по ст. 354.1 УК, а по предусматривающей менее строгое наказание ст. 214 УК (вандализм). Отметим также, что перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор точно не определен — подобный статус закреплен лишь за Георгиевской лентой. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, едва ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. Напомним также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике.