Андрея Котова обвиняют в причастности к деятельности «международного движения ЛГБТ».
30 ноября 2024 года у себя дома в Москве был задержан Андрей Котов, директор туристической фирмы «Мен тревел». Ему предъявили обвинение по чч. 1 и 2 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации и участие в ней). По версии следствия, он «за деньги организовал поездки для сторонников ЛГБТ по территории России и за ее пределами».
2 декабря 2024 года на заседании Головинского суда по избранию меры пресечения Котов сообщил, что при задержании сотрудники правоохранительных органов били его по лицу и применяли к нему электрошокер и допускали унижающие его высказывания. Он также заявил, что не признает вину, поскольку поездки, которые организовывала его фирма, имели исключительно туристический характер и не предусматривали никакой специальной программы, имеющей отношение к пропаганде движения ЛГБТ. Адвокат также указала, что обвинения одновременно в организации деятельности экстремистской организации и в участии в ней — взаимоисключающие (на сайте суда, однако, было указано, что его обвиняют только по ч. 2 ст. 282.2 УК). Суд отправил Котова в СИЗО.
Напомним, Верховный суд России признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией 30 ноября 2023 года, в перечень экстремистских организаций, который ведет Минюст, движение было внесено 1 марта 2024 года. Мы полагаем, что запрет ЛГБТ-движения как экстремистской организации является явно дискриминационной мерой, поскольку лишает часть общества возможности отстаивать свои права и мирно выражать взгляды. Подчеркнем также, что большинство аргументов, которые Верховный суд России привел в тексте решения о запрете организации, на наш взгляд, не только не были подкреплены научными и статистическими данными, но и не имели никакого отношения к антиэкстремистскому законодательству. Те же, что хоть как-то были соотнесены с ним, касались мирного проявления несогласия с решениями органов власти и мирной критики гомофобии, но не содержали каких-либо фактических сведений о совершении правонарушений членами движения.
Поскольку мы считаем запрет «международного движения ЛГБТ» неправомерным, мы считаем неправомерным и преследование за продолжение его деятельности, в частности, за организацию мероприятий для ЛГБТ-людей.