Эдуарда Чарова обвиняют по ст. 280.3 и 205.2 УК.
14 февраля 2025 года Центральный окружной военный суд зарегистрировал уголовное дело против проповедника из Красноуфимска Эдуарда Чарова. Его обвиняют по ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация исполнения российскими государственными органами своих полномочий за рубежом) и ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете).
Об уголовном деле против Чарова стало известно в феврале 2024 года — тогда его обвиняли только по ст. 205.2 УК. Суд поместил проповедника под домашний арест. Поводом для дела стал одобрительный комментарий под постом с новостью о поджоге военкомата — в сообщении Чаров предложил наградить поджигателя медалью «За отвагу».
23 мая 2024 года Следственный комитет также возбудил против Чарова дело о повторной дискредитации армии. На этот раз поводом для уголовного преследования стала картинка с рассуждениями о патриотизме, которую Чаров репостнул себе на страницу во «ВКонтакте» в сентябре 2023 года. В надписи на изображении говорилось, что настоящий патриот стремится сделать страну лучше, а власть — честнее, а не «оправдывает нищету и коррупцию мнимым величием и духовными скрепами». По мнению сотрудников СК, в публикации есть «признаки убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами РФ своих полномочий».
В апреле 2023 года Красноуфимский районный суд Свердловской области оштрафовал Чарова на 45 тысяч рублей по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП (дискредитация российской армии). Тогда поводом для составления административного протокола стали антивоенные публикации в социальных сетях.
Мы полагаем, что дело по ст. 280.3 УК против Чарова возбудили без должных на то оснований. С нашей точки зрения, введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным. Вместе с этим мы не можем назвать неправомерным преследования Чарова по ст. 205.2 УК(подробнее о проблеме оценки преследований по ст. 205.2 УК см. здесь).