Комментарий Центра "Сова" на решение о запрете материалов "Фалунь Дафа"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

27 октября 2011 года Первомайский районный суд Краснодара повторно признал экстремистскими материалами издания "Фалунь Дафа". Предлагаем наш краткий комментарий к нарушениям, допущенным судом.

Итак, судом были запрещены основополагающая книга этого учения "Чжуань Фалунь", а также информационно-правозащитные материалы "Отчет о проверке утверждений об извлечении органов у последователей Фалуньгун в Китае", "Фалунь Дафа в мире" и "Всемирная эстафета факела в защиту прав человека".

Это было уже второе рассмотрение иска прокуратуры Краснодарского края (далее – "второй суд"). Первый запрет материалов тем же Первомайским районным судом от 26 августа 2008 года (далее – "первый суд") был отменен кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 апреля 2009 года (далее – "кассационный суд").

На наш взгляд, кроме претензий по существу (в перечисленных материалах просто нет никаких признаков экстремизма в соответствии с нашим законодательством), второе решение Первомайского суда вынесено с рядом грубейших формальных нарушений.

Второй суд ссылается на два корпуса экспертиз – от 2008 года (экспертное учреждение  "Краснодарская Лаборатория судебной экспертизы Минюста РФ") и от 2011 года (экспертное учреждение  "Южный региональный центр судебной экспертизы").

В 2008 году лингвист обнаружил в исследуемых текстах высказывания, вызывающие вражду к тем, кто не принадлежит к данному религиозному объединению, провозглашающие исключительность последователей "Фалунь Дафа" и неполноценность всех остальных, побудительные высказывания к враждебным действиям по отношению к властям Китая. Психолог тогда же установила, что свастика, используемая последователями "Фалунь Дафа" сходна с нацистской до степени смешения. Примерно те же выводы эти эксперты повторили, когда их вызвали на второй суд и допросили.

Комплексная судебная психолого-лингвистическая религиоведческая экспертиза 2011 года в части оценки использования свастики пришла к тому же выводу, что и экспертиза 2008 года. Но в остальном она благоприятна для последователей "Фалунь Дафа": эксперты не нашли высказываний, возбуждающих религиозную рознь либо вражду, утверждения исключительности или неполноценности, побудительных высказываний.

Между тем, решение второго суда прямо утверждает обратное: выводы второй экспертизы не противоречат выводам первой, но дополняют друг друга.

В подтверждение приводится единственный негативный вывод относительно текстов, сделанный во второй экспертизе: книга "Чжуань Фалунь" содержит "высказывание [sic! В тексте экспертизы - в единственном числе – М.Р.], выражающее негативную оценку, неприязненное отношение к конкретным религиозным группам и религиозным направлениям".

Здесь даже трудно найтись, с которого нарушения начинать перечисление.

В тексте решения второго суда эта цитата искажена: единственное число переделано на множественное.

Приведенная цитата не может быть аргументом, так как негативная оценка кого и чего-либо не является экстремизмом по определению.

Утверждение же, что выводы экспертиз от 2008 и 2011 годов не противоречат друг другу, – прямая неправда.

В принципе, этого было бы достаточно, чтобы поставить под сомнение решение второго суда, но есть и еще одна вещь.

Экспертизы 2008 года, упоминаемые в решении второго суда, – это те самые экспертизы, которые были признаны неудовлетворительными кассационным судом.

Приведем полностью формулировку кассационного суда:

"Представленные прокурором Краснодарского края в судебном заседании в качестве доказательств по делу заключение лингвистов и заключение психолога не могли быть положены в основу, поскольку экспертные заключения проведены с нарушением правил статьи 79 ГПК РФ – были назначены и проведены не в рамках гражданского дела, сторонам не было предоставлено право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном экспертном учреждении, не разъяснено право заявлять отвод, формулировать вопросы для эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной или комплексной экспертизы. В деле отсутствуют сведения об аттестации экспертов, предупреждение об их уголовной ответственности".

Таким образом, второй суд использовал выводы экспертиз первого суда, не признанные удовлетворительными кассационным судом, исказил выводы второй экспертизы и не привел никаких дополнительных доказательств для подтверждения своего решения.

Ссылки на данную статью [25]