Неправомерный антиэкстремизм в мае 2014 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в мае 2014 года. 

Нормотворчество

5 мая 2014 года президент Владимир Путин подписал сразу весь пакет антитеррористических законов, предложенный группой депутатов всех четырех фракций в январе 2014 года.

Среди них закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования противодействия терроризму)", который коснулся не только террористической деятельности. Наказание по ст. 212 УК (массовые беспорядки) увеличилось с 4–10 до 8–15 лет лишения свободы, изменилась формулировка статьи. Наказание теперь следует не только за организацию, но и за подготовку массовых беспорядков, а перечень средств, применяемых при массовых беспорядках ("применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств") дополнен за счет "веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих". Ст. 212 УК также дополнена частью 4, предусматривающей наказание за "приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке" для организации массовых беспорядков. Дополнения внесены в ст.ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации), которые теперь предусматривают ответственность (от одного года до шести лет лишения свободы) за "склонение, вербовку или иное вовлечение лица" в работу экстремистской организации. Расширительные формулировки "антитеррористического" закона, с нашей точки зрения, могут привести к неправомерным преследованиям. 

Был подписан и "закон о блогерах", который внес в законы об информации и о связи поправки, направленные на усиление государственного контроля над интернетом, предположительно – в целях также и противодействия экстремизму. Владельцам серверов теперь вменяется в обязанность уведомлять Роскомнадзор о начале деятельности, хранить данные обо всех действиях пользователей в течение полугода после окончания своей деятельности и предоставлять их правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством, в также исполнять требования к оборудованию и программно-техническим средствам для способствования оперативно-розыскной деятельности. Юридически закреплен в законе термин "блогер" - владелец сайта или страницы в интернете, доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, не зарегистрированный как СМИ. Это определение непонятно во всех своих частях и его уточнение возложено на Роскомнадзор. Такой "блогер" обязан открыть свое настоящее имя, наделяется обязанностями СМИ, но не их правами, и подлежит включению в особый реестр. Эксперты отмечают, что реализация этого, представляющего значительную угрозу для свободы слова, закона, столкнется с большим количеством технических проблем.

В тот же день президент подписал закон "о реабилитации нацизма", предложенный группой депутатов во главе с Ириной Яровой ("Единая Россия"). Таким образом в УК добавилась новая статья 354.1, по которой караются крупным штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет "отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных указанным приговором, совершенные публично". С нашей точки зрения, закон не привнесет в борьбу с неонацистской пропагандой ничего нового, поскольку все возможности для таковой уже обеспечены ст. 282 УК, но из-за неудачно выбранных и размытых формулировок может быть использован для ограничения свободы слова, в первую очередь в исторической дискуссии.

Во второй половине мая Госдума приняла в первом чтении законопроект № 478164-6 о внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предложенный депутатом от "Единой России" Сергеем Железняком. Согласно этому проекту, текст ст. 20.3 КоАП должен предусматривать ответственность не только за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения,  или символики экстремистских организаций, но еще и за пропаганду и публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, "сотрудничавших с фашистскими организациями и движениями, и сотрудничающих с международными либо иностранными организациями или их представителями, отрицающими приговор Нюрнбергского трибунала, либо приговоров национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанных на приговоре Нюрнбергского трибунала". За этой формулировкой для Железняка стоят организации, использующие "символику и атрибутику бандеровской организации на Украине". С нашей точки зрения, этот законопроект, обусловленный исключительно внешнеполитическими причинами, избыточен, а его, весьма вероятное, расширительное толкование может привести к различного рода курьезам и неправомерным преследованиям. 

Уголовное преследование

В начале мая жителю Саяногорска вынесен приговор по ч. 2 ст. 282.2 за участие в деятельности "ячейки" запрещенного движения "Таблиги Джамаат". Абубакира Бейву обвиняли в том, что он проводил у себя в квартире собрания членов "ячейки", в ходе которых зачитывал выдержки из запрещенных исламских книг. Мировой суд Саяногорска приговорил его к штрафу, приговор вступил в силу. Напомним, мы считаем неправомерным запрет движения "Таблиги Джамаат", поскольку его участники не проповедуют насилие и не существует свидетельств того, что они причастны к насильственной практике.

Во второй половине мая стало известно, что редактора блога "Свободное слово Адыгеи" Василия Пурденко признали виновным по ч. 1 ст. 282 УК в возбуждении ненависти к "нерусским" и приговорили к штрафу в 100 тысяч рублей. С нашей точки зрения, статья "Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно", за которую осудили Пурденко, и которая была запрещена за экстремизм, написана с националистических позиций, она содержит критику политики местных властей: клановости, нарушения национального паритета и вообще ошибочной кадровой политики. Однако признаков возбуждения ненависти и вражды по отношению к адыгам или опасных призывов, заслуживающих уголовного преследования, мы в этом тексте не обнаружили. 

В начале месяца в Мосгорсуд было передано дело о сотрудничестве с "Хизб ут-Тахрир", обвинение утверждено в отношении четырех человек. Помимо обвинений по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) Азизбеку Инамову, Шамилю Исмаилову, Сайпуле Курбанову Зикруллохону Рахмонходжаеву предъявлены обвинения также по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК (приготовление к насильственному захвату власти и насильственному изменению конституционного строя РФ), ч. 1 ст. 205.1 (вовлечение в террористическую деятельность). Напомним, практику преследования сторонников "Хизб ут-Тахрир" по обвинению в подготовке насильственного захвата власти, когда эти обвинения выдвигаются лишь на основании партийной активности, мы считаем неправомерной.

Еще в конце апреля в Калининграде трое активистов - Михаил Фельдман, Олег Саввин и Дмитрий Фонарев - были арестованы по обвинению по ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти). Им вменяют в вину акцию 11 марта 2014 года, когда активисты "на здании ФСБ разместили флаг ФРГ как символ необходимости выхода Калининградской области из состава РФ и присоединения к Европейскому Союзу, чем грубо нарушили общественный порядок". Мы не согласны с квалификацией этого деяния по ст. 213 УК, которая подразумевает совершение хулиганства с применением оружия – которое не имело места  – или по мотиву ненависти. Однако совершенно неясно, ненавистью к кому именно могли руководствоваться вывесившие флаг.

В середине мая стало известно, что против активиста "Гражданского движения Южного Урала" Константина Жаринова из Челябинска возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности). Поводом послужило то, что Жаринов републиковал на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" обращение "Правого сектора" к "русским и другим порабощенным народам" с призывом к акциям неповиновения, созданию партизанских отрядов и оказанию других форм сопротивления режиму. Как утверждает Жаринов, публикацию он быстро удалил, однако ФСБ успела обратить на нее внимание и возбудила уголовное дело. Жаринов считает публикацию обращения своей ошибкой, он также полагает, что интерес ФСБ к нему вызван его политологической специализацией в области истории терроризма, по которой он написал несколько книг. Учитывая, что Жаринов не указывал на то, что поддерживает воззвание, а также принимая во внимание то, что характер других публикаций на страницах автора в социальных сетях и блогах свидетельствует, что автору несвойственна агрессивная риторика, правоохранительные органы могли бы ограничиться требованием удалить репост (если он продолжал оставаться на странице). Уголовное преследование в данном случае является непропорциональной мерой.

В те же дни было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти и вражды) в отношении учителя из поселка Кромы Орловской области Александра Бывшева. Бывшев, самодеятельный поэт, разместил на своей странице в социальной сети "ВКонтакте" стихотворение собственного сочинения под названием "Украинским патриотам", написанное по следам событий в Крыму. Содержание его сводится к адресованному украинцам призыву встретить "москальскую банду", пришедшую на их землю, с оружием в руках. Сейчас суд рассматривает гражданский иск о запрете стихотворения. Обвинение по ст. 282 УК представляется нам неправомерным. Враждебные чувства автора обусловлены не этнической принадлежностью определенной группы, а родом ее деятельности. Таким образом, инкриминируемые действия не могут быть квалифицированы по ст. 282 УК. В целом мы полагаем, что такого рода призывы были скорее вредны для урегулирования тогдашней ситуации в Украине, но эта оценка остается в рамках политического спора. Следует принимать во внимание, что острота украинского кризиса неизбежно провоцирует многих на крайние высказывания, не характерные для них в другое время. Целесообразнее не прибегать к уголовному преследованию даже за самые резкие высказывания, если в них не присутствует состав преступления в самой ясной и недвусмысленной форме. Это соображение стоит принимать во внимание прежде всего, когда речь идет о призывах, адресованных гражданам или властям другой страны. В противном случае действия правоохранительных органов могут лишь усилить и без того высокую напряженность в обществе.

Административное преследование и иные государственные меры

В мае нам стало известно о пяти случаях возбуждения административных дел по ст. 20.29 КоАП за распространение неправомерно запрещенной литературы.

В Казани дело было возбуждено против местного гражданского активиста Бориса Бегаева за распространение ролика Навального "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002". Марат Шаипов из Волжска (Марий Эл) был оштрафован за распространение брошюры Свидетелей Иеговы "Чему на самом деле учит Библия?". После обнаружения в его квартире большого количества запрещенной литературы был оштрафован руководитель общины Свидетелей Иеговы в Спасске-Дальнем (Приморский край), В Асбесте (Свердловская область) глава религиозной организации "Иршад" был приговорен к штрафу из-за того, что в молельной комнате организации были обнаружены две запрещенные книги - "Жизнеописания пророка Мухаммада" Ибн Хишама и "Книга Единобожия" Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими. За попытку распространения "Крепости мусульманина" оштрафовали заключенного ИК-3 УФСИН России по Рязанской области.

Кроме того, в Кунашаке Челябинской области из книжного магазина, расположенного поблизости от мечети сотрудниками ФСБ были изъяты продававшиеся там книги, в том числе "Крепость мусульманина", "Сады праведных" и "40 хадисов", которые, как мы считаем, были запрещены безосновательно. Сообщается, что правоохранительные органы решают вопрос о возбуждении дела по факту торговли экстремистской литературой.

В конце мая Уссурийской городской прокуратурой Приморского края было вынесено предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности в адрес религиозной организации "Свидетели Иеговы г. Уссурийска" за то, что, по сведениям правоохранительных органов, руководитель организации распространял одну из признанных экстремистскими книг.

Отметим, что в начале мая Тверской областной суд подтвердил свое решение об отмене запрета сайта Свидетелей Иеговы. Напомним, в августе 2013 года Центральный районный суд Твери по иску прокуратуры запретил сайт jw.org, на котором среди прочего были размещены тексты признанных экстремистскими брошюр Свидетелей Иеговы - "Чему на самом деле учит Библия?", "Приближайся к Иегове", "Приходи и следуй за мной" и других. Свидетели Иеговы оспорили решение суда, указав, в частности, на то, что запрещенные тексты были с сайта удалены. В январе Тверской областной суд отменил решение районного суда, однако прокуратура подала кассационное представление, которое было рассмотрено и оставлено без удовлетворения.

Таганский районный суд Москвы в начале месяца отклонил иск редакции сайта Грани.ру, оспаривавшей блокировку сайта. Напомним, в марте Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры внес в единый реестр запрещенной информации сайты Grani.ru, Kasparov.ru и "Ежедневный журнал" (ej.ru) и направил провайдерам требование о незамедлительном ограничении доступа к ним из-за того, что там была обнаружена информация о несогласованных акциях, что, по мнению правоохранителей, может подтолкнуть людей к участию в таковых. Приравнивание освещения неких незаконных действий к подстрекательству как таковому представляется нам опасной тенденцией и произвольным ограничением свободы слова.

Во второй половине мая прокурор Барнаула внес в адрес информационного агентства "Амител" представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремизму и потребовал привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Поводом для внесения представления послужила статья "Комментарий, опубликованный читателем amic.ru, лег в основу уголовного дела", в которой главный редактор привела текст крамольного комментария. Редакция скрыла комментарий и удалила его из текста статьи, однако сочла необоснованным внесенное в ее адрес представление. Как справедливо отметила главный редактор информационного агентства, "мотивы распространения информации были направлены на освещение результатов дела, а не на возбуждение вражды и розни" и целью "была как раз профилактика подобных нарушений со стороны читателей (комментаторов) на будущее". Фраза была процитирована как пример действий, которые могут повлечь за собой уголовное наказание, редакция не солидаризировалась с комментатором и не пропагандировала его взгляды.

Мировой суд Кемерова в начале мая оправдал владельца и продавца выставки-продажи антиквариата на железнодорожном вокзале, обвинявшихся по ст. 20.3 КоАП в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской символики и атрибутики. Обвиняемые утверждали, что наградные знаки Вермахта, в демонстрации которых их обвиняли, лежали на витрине среди значков других стран времен первой и второй мировых войн, свастика на них была заклеена бумагой, а иные имеющиеся на знаках символы (орлы, крылья, венки и молнии) не являются нацистской атрибутикой или символикой. Суд пришел к выводу, что демонстрация значков не имела пропагандистского характера, цель публичной пропаганды и демонстрации нацизма не преследовалась. По решению суда все значки должны быть возвращены владельцу. Мы убеждены, что ст. 20.3 КоАП следует применять не к антикварам, а к современным производителям предметов с нацистской и неонацистской символикой (значки, одежда, копии оружия и пр.) и распространителям подобной продукции.

В середине мая в Москве был задержан Беслан Теуважев, активист организации "Адыгэхэм я дуней" ("Черкесский мир"), один из организаторов акции по изготовлению памятных лент к 150-й годовщине Русско-Кавказской войны. Возвращаясь из типографии, откуда он забирал памятные ленты, выпущенные ко дню годовщины (21 мая), Теуважев был задержан и доставлен в один из московских ОВД, где под предлогом проверки "на экстремизм" у него были изъяты все ленты в количестве более 70 тысяч штук. Общественной опасности эти объекты явно не представляли: на лентах зеленого цвета были указаны официальные дата начала и конца войны, а также на нескольких языках, включая русский и английский, было написано "День памяти и скорби".Напомним, мы считаем изъятие всего выпуска продукции по подозрению в ее экстремистском характере неправомерным. Для проведения проверки вполне достаточно одного или нескольких экземпляров.

Кстати, в середине мая стало известно о возвращении сторонникам Алексея Навального крупного тиража газеты "За Навального", изъятого из штаба его поддержки в Кирове год назад. Экспертиза так и не обнаружила в них признаков экстремизма. Напомним, тогда сотрудники кировского УМВД провели в штабе обыск под предлогом проверки "на экстремизм", поводом для которой послужил анонимный звонок. Весь тираж был отправлен на экспертизу в МВД. Попытка сотрудников штаба обжаловать действия правоохранителей в Первомайском районном суде Кирова не увенчалась успехом: суд указал на то, что следователь обязан принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

В конце мая организатор и участница панк-рок-концерта, проходившего 9 мая в Нижнем Новгороде, подали в суды исковые заявления по поводу разгона концерта полицией под предлогом антиэкстремистской профилактики. Полсотни полицейских в камуфляже применяя силу, задержали около ста человек, вели допросы без протокола, свои документы не предъявляли. В УМВД по Нижнему Новгороду объяснили действия полиции проверкой информации о возможном проведении экстремистской акции и профилактикой. Мы считаем, что подобные "проверки" незаконны.