Неправомерный антиэкстремизм в октябре 2014 года

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в октябре 2014 года. 

Нормотворчество

В течение октября 2014 Госдума приняла во втором и третьем чтении, а Совет Федерации утвердил законопроект "О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения состава административного правонарушения)". Напомним, этот документ вносит в текст ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов" дополнения, устанавливающие ответственность не только за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения, или символики экстремистских организаций, но еще и за пропаганду и публичное демонстрирование атрибутики или символики "организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны". Предлагаемая редакция ст. 20.3 КоАП предусматривает санкции за пропаганду нацистской, экстремистской символики, а также "атрибутики, публичное демонстрирование которой запрещено федеральными законами". Кроме того, проект дополняет закон "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов" частью пятой, предусматривающей создание перечня организаций, подпадающих под запрет, и их атрибутики и символики указанных организаций. Туманные формулировки законопроекта "компенсируются" тем, что порядок составления списков организаций и символов поручается правительству. Составление, вероятно, будет поручено Министерству юстиции. Мы полагаем, что этот законопроект, обусловленный исключительно политическими причинами, избыточен и некачественен даже по меркам нынешнего состава Думы, а его применение будет неизбежно крайне избирательным и, следовательно, может привести к неправомерным преследованиям.

Во второй половине октября Конституционный суд отказал в удовлетворении жалобы Надежды Толоконниковой на применение ст. 213 УК (хулиганство). Как указывала участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова в своей жалобе, ст. 213 УК "несоразмерно ограничивает свободу выражения мнений, позволяет признавать нарушением общественного порядка нарушение религиозных норм и устанавливать преступный характер деяний на основе их восприятия большинством населения в качестве неприемлемых". КС не согласился с позицией Толоконниковой. Как говорится в судебном определении, "оспариваемая норма уголовного закона не содержит неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своего деяния и предвидеть наступление ответственности за его совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данной нормы правоприменительными органами, и не может рассматриваться как нарушающая права заявительницы". По мнению судей КС, в случаях, когда какой-либо способ распространения информации основан на "демонстративном грубом пренебрежении принятыми в обществе представлениями о приемлемом поведении в конкретных, включая связанные с религией, местах, лишен какой-либо эстетической и художественной ценности и сам по себе является оскорбительным", такая деятельность выходит за законные рамки свободы выражения мнений. С нашей точки зрения, практика применения ст. 213 УК свидетельствует об отсутствии ее единообразного понимания правоприменительными органами. Отметим, что в силу недостатков закона о противодействии экстремизму неоднозначно толкуются вообще все связанные с ним нормы, включая статьи, предусматривающие наказание за преступления по мотивам ненависти. Спорными являются и вопросы о степени грубости пренебрежения общественными нормами, а также о степени общественной опасности хулиганских поступков, не говоря уже об эстетической и художественной стороне дела.

Уголовное преследование

В начале октября Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан признал татарскую писательницу, главу Милли Меджлиса (альтернативного "национального парламента") татарского народа Фаузию Байрамову виновной по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) в публикации текстов на ее персональной странице в Facebook и приговорил ее к году лишения свободы условно. Байрамова осуждена за публикацию в феврале двух материалов - статьи "Звери и жертвы" и Заявления Милли Меджлиса о событиях в Крыму и на Украине. Суд согласился с обвинением в том, что, опубликовав эти тексты, Байрамова "совершила действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам национальности". В обоих текстах Байрамовой, с нашей точки зрения, отсутствуют признаки ст. 282 УК. "Звери и жертвы" посвящены гонениям на мирных мусульман в Татарстане, совершаемым, по мнению автора, с ведома руководства республики, а в заявлении о событиях в Крыму и на Украине выражена солидарность татарских националистов со стремлением крымскотатарского народа к независимости и несогласие с политикой российских властей. Байрамова не допускала представляющих опасность призывов в отношении каких-либо этнических групп.

В те же дни Смоленский областной суд признал депутата Смоленского городского совета Андрея Ершова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично) и приговорил его к штрафу в 200 тысяч рублей. Напомним, Ершов на заседании планово-бюджетной комиссии Смоленского городского Совета высказался по поводу предложения приравнять малолетних узников фашистских концлагерей к ветеранам Великой Отечественной войны следующим образом: "Чем мы обязаны малолетним узникам концлагерей? Тем, что их не добили?" В ходе предварительного следствия были признаны потерпевшими Смоленское городское отделение Смоленской региональной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей в лице представителя, а также 11 человек, относящихся к данной социальной группе, однако иск о компенсации морального ущерба не был удовлетворен. Мы считаем, что высказывание Ершова определенно можно считать унижающим достоинство и оскорбительным. Нам представляется, что в данном случае вполне уместно разбирательство в рамках гражданского кодекса – то есть, мы не согласны с отказом Смоленского областного суда по гражданскому иску. Однако мы выступаем против криминализации унижения достоинства как такового; с нашей точки зрения, необходимости в уголовном преследовании не было.

В начале октября в Москве было возбуждено дело по п. "а" ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти с угрозой применения насилия) за публикацию в Facebook против общественного активиста Павла Шехтмана, с него взята подписка о невыезде. Шехтман републиковал текст Романа Давиденко, украинского депутата от партии "УДАР", об убийстве представителями ДНР захваченных в плен украинских военнослужащих, отказывавшихся давать интервью журналистам российских каналов. Текст заканчивался призывом расстреливать на месте "ватников, терашистов, а тем более кадыровцев и осетин". Шехтман снабдил его своим комментарием, в котором призвал украинские войска расстрелять журналиста Андрея Стенина, который тогда числился пропавшим без вести, и убивать сотрудников российских проправительственных каналов. С нашей точки зрения, правоохранительные органы имели все основания потребовать от Шехтмана убрать очевидно агрессивные высказывания из публичного интернет-пространства. Однако можно усомниться в том, что правоохранительным органам следовало прибегать к уголовному преследованию по столь незначительному поводу. Кроме того, объект вражды со стороны самого обвиняемого не соответствует составу ст. 282, если, конечно, не считать "сотрудников российских проправительственных каналов" защищаемой социальной группой. Подробнее об этом можно прочесть здесь.

Во второй половине октября адвокат члена калининградского движения "Комитет общественной самообороны" Михаила Фельдмана Ирина Хрунова сообщила, что ее подзащитный подал иск в Европейский суд по правам человека. Фельдман жалуется на нарушение его права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) и свободу выражения мнения (ст. 10 Конвенции). "Заявитель не признает вину в указанном преступлении, тем не менее, он утверждает, что содержание его под стражей не является оправданной мерой, даже если бы он совершил это преступление", — говорится в тексте жалобы Фельдмана в ЕСПЧ. Фельдман находится под арестом с 26 апреля 2014 года. Напомним, в апреле в Калининграде по обвинению по ч. 2 ст. 213 УК (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти) были арестованы трое активистов - Михаил Фельдман, Олег Саввин и Дмитрий Фонарев. По версии следствия, они вывесили флаг Германии на здании ФСБ 11 марта 2014 года как символ необходимости выхода Калининградской области из состава РФ и присоединения к Европейскому Союзу, чем грубо нарушили общественный порядок". Мы не согласны с квалификацией этого деяния по ст. 213 УК, которая подразумевает совершение хулиганства с применением оружия – которое не имело места – или по мотиву ненависти. Однако совершенно неясно, ненавистью к кому именно могли руководствоваться вывесившие флаг.

В Южноуральске в начале месяца было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации) в отношении четырех мусульман, членов "Хизб ут-Тахрир". По версии следствия, трое из задержанных распространяли листовки в челябинских мечетях 27 сентября 2013 года. В отношении них ранее было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно человеческого достоинства). Напомним, мы считаем неправомерным запрет "Хизб ут-Тахрир" именно как террористической организации и, соответственно, обвинение ее членов в участии в таковой.

В середине октября в Татарстане по подозрению в причастности к "Хизб ут-Тахрир" были задержаны восемь человек. Против них также были возбуждены уголовные дела по ст. 205.5 УК.

В середине октября стало известно о начале суда над шестью последователями Саида Нурси, по делу возбужденному по ст. 282.2 УК (организация и участие в деятельности экстремистской организации) в Пермском крае. Помимо жителей Пермского края, среди подсудимых – последователи Саида Нурси из Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга (точное число неизвестно). Первоначально в деле фигурировало семеро подозреваемых, однако стало известно, что один из фигурантов в июне 2014 года был осужден условно на год. Подробности не сообщаются. Напомним, что мы не считаем правомерным запрет трудов Саида Нурси, которые не содержат каких-либо крайних высказываний, а также организации "Нурджулар", которой в России и не существовало. Мы выступаем против преследования отдельных верующих, изучающих книги Нурси.

Административное преследование

По ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов или их хранение с целью массового распространения) в октябре было оштрафовано шесть человек, в том числе, продавец книг и руководитель религиозной организации из Ханты-Мансийска, имам из Кемеровской области и муфтий екатеринбургской мечети - у всех была обнаружена неправомерно запрещенная религиозная литература; еще два человека – из Перми и Татарстана - были оштрафованы за распространение в сети безосновательно признанного экстремистским ролика сторонников Навального "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002". Кроме того, Пермским краевым судом было подтверждено решение Кировского районного суда Перми, согласно которому Евгения Вычигина была приговорена к штрафу в тысячу рублей по ст. 20.29 за то, что была отмечена в запрещенном видео "Последнее интервью приморских партизан", размещенном в социальной сети "ВКонтакте".

Отметим, что в середине октября в Крыму был введен временный мораторий на изъятие литературы, запрещенной в России за экстремизм. Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что такая литература должна быть добровольно сдана в течение трех месяцев.

В последних числах октября Верховный суд РФ отменил решение Ленинского районного суда Чебоксар, вынесенное весной 2014 года и подтвержденное Верховным судом Республики Чувашия в отношении директора регионального филиала ОАО "Ростелеком" Сергея Иванова. Иванов был оштрафован по ст. 20.29 КоАП на две тысячи рублей. Провайдеру поставили в вину то, что он не обеспечил блокировку материалов, составляющих пункт 2066 Федерального списка экстремистских материалов, в который, помимо нескольких правомерно запрещенных роликов националистов вошел также ролик сторонников Навального "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002", запрещенный неправомерно. Напомним также, что, с нашей точки зрения, привлечение провайдеров к ответственности по ст. 20.29 КоАП неправомерно в принципе, поскольку они не занимаются умышленным распространением запрещенных материалов. Верховный суд счел, что вина Иванова не доказана, поскольку страницы, содержавшие признанные экстремистскими материалы, не были включены в Единый реестр запрещенных сайтов. Таким образом, был создан прецедент для пересмотра ряда других аналогичных дел против провайдеров в различных регионах.

Запрет материалов за экстремизм, блокировка сайтов и иные государственные действия

В октябре были неправомерно запрещены как экстремистские 52-я книга хадисов Сахиха аль-Бухари VIII века и стихотворение учителя из Орловской области Александра Бывшева "Украинским патриотам", был подтвержден неправомерный запрет четырех песен другоросса Игоря Попова с альбома панк-проекта "Восставший партиец". Кроме того, во Владимире начался суд по делу о запрете видеоролика "Приставное благочестие", посвященного изъятию у РПАЦ мощей прп. Евфимия и Евфросинии Суздальских; претензии прокуратуры к ролику мы считаем необоснованными.

Среди неправомерных блокировок, осуществленных Роскомнадзором в октябре, следует назвать закрытие российским пользователям доступа к блогхостингу lj.rossia.org, сайту Wayback Machine (archive.org) – автоматическому агрегатору интернет-контента, содержащему довольно полный архив интернета с 1996 года (несколько дней спустя он был исключен из реестра и разблокирован), а также ряду страниц с контентом, относящимся к украинским событиям.

Прокуратура в октябре объявила гражданам ряд неправомерных предостережений о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности: в Кыштыме Челябинской области предостережения были объявлены трем горожанам, у которых был обнаружен неправомерно запрещенный сборник молитв "Крепость мусульманина", в Сабинском районе Татарстана предостережения за поддержку религиозного движения "Таблиги Джамаат" получили имам-хатыб мечети села Сабабаш и шестеро местных жителей.

Необоснованные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности получили в октябре и представители СМИ: "Новая газета" за публикацию статьи Юлии Латыниной и радио "Эхо Москвы" – за передачу "Своими глазами" с участием корреспондента Los Angeles Times Сергея Лойко о военных действиях в аэропорту Донецка.

Ссылки на данную статью [1]