Уголовное преследование
В конце декабря 2015 года стало известно, что в Благовещенске Амурской области по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности организации, запрещенной за экстремизм) арестован житель села Ивановка мусульманин Евгений Ким. Его обвиняют в участии в деятельности запрещенной в России религиозной организации "Нурджулар". В качестве свидетелей по делу проходят еще несколько мусульман, среди них житель Благовещенска Антон Стародубцев. Напомним, мы не считаем правомерным ни запрет книг Саида Нурси, ни запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе: есть отдельные верующие, которые сталкиваются с необоснованным преследованием за изучение книг Нурси.
Во второй половине января стало известно, что жителю Крыма гражданину Украины Андрею Коломийцу предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "б", "е", "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух лиц, в связи с осуществлением данными лицами служебной деятельности, совершенное общеопасным способом, по мотивам политической и идеологической ненависти). Его обвиняют в том, что в январе 2014 года он в качестве члена Украинской повстанческой армии (УПА)участвовал в столкновениях на Майдане и бросил в двух полицейских из батальона "Беркут" бутылки с зажигательной смесью, так что их одежда загорелась, однако им была вовремя оказана помощь. Если версия крымских правоохранительных органов верна, то Украина могла возбудить против него уголовное дело и обратиться к российским властям с требованием содействовать расследованию. Возбудив такое дело по собственной инициативе, российские правоохранительные органы нарушили правила определения юрисдикции.
В конце января парламент Чечни и около 30 депутатов Госдумы обратились с запросом в Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить на предмет призывов к сепаратизму и наличии состава преступления по ст. 280.1 УК публикацию статьи Андрея Пионтковского на сайте радиостанции "Эхо Москвы". Вызвавшая споры статья "Бомба, готовая взорваться" была опубликована в блоге Пионтковского на сайте "Эха Москвы" 23 января. Она заканчивалась словами о том, что во избежание катастрофы в русско-чеченских отношениях Чечне следует предоставить полную независимость. Через некоторое время после публикации текста эти слова были с сайта удалены. Напомним, с нашей точки зрения, преследования заслуживают лишь призывы к насильственному сепаратизму.
Административное преследование, запрет организаций и материалов за экстремизм и другие государственные действия
В самом конце декабря казанский исламовед Раис Сулейманов был приговорен Приволжским районным судом Казани к семи суткам административного ареста по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование атрибутики экстремистских организаций). Накануне Нового года Верховный суд Республики Татарстан заменил административный арест Сулейманову на штраф в размере полутора тысяч рублей. Проведя сутки под арестом, он был освобожден. Претензии правоохранительных органов вызвали фотографии с флагами "Исламского государства" и "Хизб ут-Тахрир", которые сопровождают размещенные на странице исламоведа в соцсети "ВКонтакте" посты со ссылками на интервью с ним и статьи с его комментариями. Между тем, Сулейманов известен как активный противник и гораздо более умеренных форм "альтернативного ислама". Мы выступаем против преследований за демонстрирование запрещенной символики без учета наличия или отсутствия пропагандистского контекста.
В декабре нам стало известно, что по ст. 20.29 КоАП за распространение неправомерно запрещенных материалов или хранение таковых с целью распространения было привлечено к ответственности два физических лица. Последовательница Свидетелей Иеговы была оштрафована в Удачном (Якутия) за распространение запрещенных брошюр, в отношении главы общины Свидетелей Иеговы в Биробиджане был составлен протокол по ст. 20.29 КоАП после того, как в месте собраний верующих было обнаружено 10 запрещенных изданий религиозной организации. Поскольку это не первый случай наложения штрафа на главу общины Биробиджана, которой к тому же выносили предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, ей может грозить ликвидация.
Так, в последних числах декабря 2015 года в Белгородский областной суд поступили иски областной прокуратуры о прекращении деятельности общин Свидетелей Иеговы Белгорода и Старого Оскола в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Ранее, в марте 2015 года, районный суд в Белгороде запретил две брошюры Свидетелей Иеговы. Напомним, на данный момент экстремистскими в России признаны общины Свидетелей Иеговы в Таганроге, Самаре и Абинске Краснодарского края, причем в Таганроге за продолжение деятельности общины были осуждены 16 верующих. Добиться ликвидации местной организации в 2015 году собиралась и прокуратура Черкесска. Попытка закрытия общины в Горно-Алтайске окончилась для прокуратуры безуспешно. Мы считаем неправомерной практику запретов литературы Свидетелей Иеговы за экстремизм и расцениваем преследование этого религиозного течения в России как дискриминацию.
Как нам стало известно в январе, в декабре Первоуральский городской суд Свердловской области отказался признавать экстремистскими книги "Избранные хадисы" шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави и "Боговдохновенна ли доктрина Троицы?" М. А. К. Кейва. По словам участвовавшего в процессе адвоката, решающим аргументом для суда стал подписанный в ноябре закон о запрете на признание экстремистскими священных писаний мировых религий, хотя этот закон относится лишь к четырем конкретным книгам. Прокуратура просила суд признать изданную в Казани книгу "Избранные хадисы" экстремистской на основании заключения эксперта-лингвиста регионального УФСБ Светланы Мочаловой, согласно которому в книге есть информация, направленная на пропаганду исключительности и превосходства ислама над другими религиями. Отметим, что представленные в сборнике тексты - это хадисы, древние предания о словах и действиях пророка Мухаммада, священные для мусульман, а Кандехлави (идеолог запрещенного в России – с нашей точки зрения, без должных оснований - движения "Таблиги Джамаат") лишь отобрал и распределил их по темам. Что касается изданной в Египте книги "Боговдохновенна ли доктрина Троицы?", то в ней экспертиза усмотрела также высказывания, направленные на возбуждение вражды по признаку отношения к христианству. Решение Первоуральского суда - первый известный нам случай отказа в признании материала экстремистским на основании "закона о священных текстах".
Любопытно, сработает ли отсылка к этому закону в случае с иском Свидетелей Иеговы к таможне. Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России в середине января обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с жалобой на действия Выборгской таможни, которая 27 ноября 2015 года отказала во ввозе в Россию партии Библий в синодальном переводе и партии "Познавательной Библии", выпущенной Российским библейским обществом. Книги были переданы в дар российским единоверцам религиозным обществом Свидетелей Иеговы в Германии. Таможня отказала во ввозе книг, сославшись на непредоставление "документов, подтверждающих соблюдение ограничений", установленных законом о противодействии экстремистской деятельности. В иске Свидетели Иеговы напоминают, что на тот момент в России уже действовал закон, выводящий Библию из-под действия закона об экстремизме.