Неправомерный антиэкстремизм в мае 2016 года

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в мае 2016 года.

 

Нормотворчество

В середине мая Госдума приняла в первом чтении пакет из двух законопроектов о противодействии террористической и экстремистской деятельности, внесенный членом Совета Федерации Виктором Озеровым и депутатом Ириной Яровой. Напомним, законопроекты предусматривают беспрецедентное ужесточение наказаний за преступления террористической и экстремистской направленности, содержат ряд репрессивных нововведений процессуального характера и т.д. (см. подробнее  здесь; наша оценка законопроектов - здесь). Правовое управление Госдумы сформулировало ряд замечаний к законопроектам. Верховный суд подверг критике законопроект о поправках в УК и УПК, в частности в связи с ужесточением наказаний за преступления экстремистской направленности. А вот Правительство России одобрило законопроект, призвав лишь сократить срок хранения переписки граждан. Совет по правам человека при президенте России  предложил отозвать пакет. И мы с этим согласны. Во-первых, правоприменительная практика не выявила предпосылок к ужесточению мер борьбы с экстремизмом и терроризмом (например, обвинение практически никогда не запрашивает максимальные наказания по «экстремистским» статьям). Во-вторых, борьба с экстремизмом и даже терроризмом не требует и не оправдывает новых мер, еще более ограничивающих права человека – на свободу слова, вероисповедания, на информацию, на личную жизнь и свободу передвижения.

Координационный центр национального домена сети интернет (КЦ) намерен наделить Роскомнадзор правом во внесудебном порядке разделегировать (то есть отбирать у владельцев) доменные имена сайтов в зонах ".ru" и ".рф", через которые, в частности, распространяются экстремистские материалы Предлагаемая мера неприемлема по двум причинам: во-первых, она по сути является внесудебной конфискацией, во-вторых, она является не прицельной (стоит представить сетевую библиотеку), а учитывая длину и качество списка запрещенных материалов, она неизбежно обернется новыми злоупотреблениями и наступлением на свободу слова.

 

Уголовное преследование

В начале месяца Заволжский районный суд Твери приговорил Андрея Бубеева к двум годам лишения свободы в колонии-поселении. Напомним, дело о публичных призывах к экстремизму через интернет (ч. 2 ст. 280 УК) и публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ (ч. 2 ст. 280.1 УК), было возбуждено в сентябре 2015 года за репост в соцсети "ВКонтакте" статьи публициста Бориса Стомахина о Крыме и рисунка, на котором рука выдавливает зубную пасту из тюбика с надписью "Выдави из себя Россию" с сопроводительной надписью о том, что единственной формой протеста должно быть "активное уничтожение" России с уточнением "как то делали чеченцы в свое время, например". Мы считаем приговор Бубееву по ст. 280.1, неправомерным, поскольку полагаем, что граждане имеют право открыто выражать свое мнение относительно присоединения к России новой территории. С учетом предыдущего приговора по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти) и ч. 1 ст. 222 УК (незаконное приобретение и хранение оружия) Бубеев проведет в колонии два года и три месяца.

В середине мая лидер движения "Русские Астрахани" Игорь Стенин был приговорен к двум годам колонии-поселения по ч. 2 ст. 280 УК. Стенин был признан виновным в публикации в соцсети "ВКонтакте" записи на тему войны на Украине, ему также вменили в вину комментарий, оставленный другим пользователем. С нашей точки зрения, фигурирующая в уголовном деле короткая запись с призывом к уничтожению "кремлевских оккупантов" не может считаться призывом к осуществлению экстремистской деятельности. Собирательный образ "кремлевские оккупанты", применявшийся в прошлые годы недовольными гражданами к властям, очевидно, получил еще более широкую и менее адресную трактовку в связи с украинскими событиями. Воспринимать это фигуральное выражение как прямой призыв к расправе над представителями какой-то определенной социальной группы невозможно, и ранее правоохранительные органы не преследовали граждан за этот популярный лозунг, не придавая ему особого значения. Если все же трактовать его как призыв к активным действиям против российских властей, следует отметить, что представители власти не образуют уязвимой социальной группы, которая нуждалась бы в особой защите в виде антиэкстремистских статей УК, а кроме того, речь идет о действиях вне территории России. В целом же мы полагаем, что украинский кризис неизбежно провоцирует многих на крайние высказывания, не характерные для них в другое время, и в этой ситуации целесообразнее не прибегать к уголовному преследованию даже за самые резкие высказывания, если в них не присутствует состав преступления в самой ясной и недвусмысленной форме. Следует отметить также неоправданную суровость приговора Стенину – два года реального срока. Защита заявила о намерении обжаловать приговор.

В середине мая художнику Петру Павленскому был вынесен приговор по ч. 2 ст. 214 УК (вандализм, совершенный группой лиц по предварительному сговору) по факту акции "Свобода". Мировой суд Санкт-Петербурга на выездном заседании в Преображенском суде Москвы приговорил Павленского к 1 году и 4 месяцам ограничения свободы, но освободил его от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Ранее суд пытался закрыть дело в связи с истечением срока давности, однако это оказалось невозможно из-за отказа обвиняемого. Защита намерена обжаловать приговор. Напомним, в феврале 2014 года пятеро участников акции "Свобода" в поддержку Евромайдана развернули на Малом Конюшенном мосту, напротив храма Спаса-на-Крови, черный флаг и государственный флаг Украины, разложили и подожгли автопокрышки и стучали палками по металлическим листам. Несмотря на то, что Павленскому не был вменен в вину мотив ненависти, мы считаем вынесенный ему приговор неправомерным. Во-первых, ввиду отсутствия состава преступления: в ходе акции не было испорчено никакое имущество (наибольшим ущербом от действий акционистов стала копоть на мостовой), т. е. эти действия не соответствуют определению вандализма в УК.  Во-вторых, Павленский уже привлекался к административной ответственности за те же самые действия.

В середине месяца прокуратура Крыма сообщила о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 280.1 УК  против заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умерова. Поводом послужило выступление Умерова в марте 2016 года в прямом эфире телеканала АТР на Украине. Умеров был задержан в Бахчисарае и доставлен в управление ФСБ в Симферополе, у него был проведен обыск, с него была взята подписка о невыезде. Напомним, мы считаем неправомерным преследование активистов крымских татар за призывы вернуть Крым Украине: невозможно обвинять в сепаратизме людей, изначально выступавших против присоединения этой территории к России. Отметим также, что с точки зрения международного права вопрос о законности присоединения Крыма к России не вполне ясен, и граждане имеют право на свою точку зрения в этом споре.

В начале месяца стало известно, что Следственное управление СК РФ по Севастополю возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) по факту инцидента с подменой гимна в апреле на открытии заседания общественно-экспертного совета при губернаторе Севастополя. Напомним, тогда в зале прозвучала пародийная версия российского гимна "Россия – безумная наша держава". Организаторы объяснили инцидент сбоем в работе звукоинженеров, которые по ошибке скачали из интернета не ту версию. Первоначально власти города призывали не драматизировать ситуацию и не раздувать скандал вокруг случившегося. Однако крымские правоохранительные органы, увлеченные применением антиэкстремистских статей, не смогли удержаться и проигнорировать даже такой незначительный и комический инцидент. С нашей точки зрения, для возбуждения уголовного дела по ст. 282 УК в данном случае не было оснований, поскольку указанная версия гимна не содержит признаков возбуждения ненависти к кому-либо, а критические высказывания о государстве не подпадают под действие ст. 282 УК или какой-либо другой статьи российского законодательства. Однако в Совете Федерации немедленно прозвучало предложение ввести уголовное наказание за оскорбление российского гимна, и в данный момент идет подготовка соответствующего законопроекта.

В конце мая стало известно, что Ленинский районный суд Омска приговорил восемнадцатилетнего Александра Ражина, студента Омского университета путей сообщения, к 120 часам исправительных работ по ч. 1 ст. 282 УК. Ражин в июне 2014 года под псевдонимом разместил в социальной сети комментарий к новости об отмене концерта Мэрилина Мэнсона в Омске в результате давления православных активистов. Комментарий был квалифицировал авторами лингвистической экспертизы как содержащий "признаки унижения достоинства группы людей (православных христиан - прим. ред.) по религиозному признаку". Напомним, мы считаем, что унижение достоинства должно быть выведено из состава уголовных статей как деяние небольшой тяжести.

В конце месяца Бердский городской суд Новосибирской области вынес обвинительный приговор Максиму Кормелицкому, опубликовавшему на своей странице "ВКонтакте" фотографию "с изображением купающихся в проруби людей" и оскорбительной надписью. Дело было возбуждено по обращению православного активиста Юрия Задои. Суд признал Кормелицкого виновным по ч. 1 ст. 282 УК в возбуждение религиозной ненависти, приговорил к году колонии-поселения и присоединил к наказанию еще три месяца, поскольку до того он был приговорен к условному сроку (Кормелицкий был неоднократно судим ранее и параллельно расследуется еще одно дело против него). Мы ознакомились с изображением (фотографией с надписью), за которое был осужден Кормелицкий. С нашей точки зрения, оно не представляло никакой опасности и не давало повода для уголовного преследования.

В Корсакове Сахалинской области местный отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело в отношении местного жителя по ч. 1 ст. 282 УК. Его обвиняют в возбуждении религиозной ненависти за распространение в подъезде одного из домов запрещенной брошюры "Свидѣтельство IСУСЪ-ХРИСТОВО". С нашей точки зрения, эта брошюра еговистов-ильинцев призвана утвердить истинность версии христианства, открывшейся ее автору, и ложность всех прочих деноминаций. Мы считаем ее запрет и преследование за ее распространение неправомерными, поскольку пропаганда превосходства своей религии над другими, по мнению Верховного суда, не может быть рассматриваться как возбуждение ненависти, а призывов к насилию в тексте брошюры нет.

Советский районный суд Челябинска в середине мая приговорил местного жителя Якова Целюка к двум годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком и ограничением свободы на один год по ч. 2 ст. 282.2 УК, признав его виновным в причастности к деятельности запрещенного религиозного объединения "Нурджулар". По версии следствия, Целюк принял ислам и с ноября 2012 года по февраль 2013-го распространял среди пользователей аудиокниги Саида Нурси, одна из которых была признана экстремистской, а также сделал семь репостов с цитатами из запрещенных книг. Дело рассматривалось в особом порядке, поскольку Целюк полностью признал вину. Мы считаем неправомерным как запрет книг турецкого богослова Саида Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе: есть только отдельные верующие, которые изучают наследие Нурси и сталкиваются с необоснованным преследованием.

В мае нам стало известно, что в середине марта в Красноярске были задержаны и позднее арестованы Андрей Дедков и Андрей Рексть. Обоим было предъявлено обвинение: Дедкову – по ч. 1, а Рекстю – по ч. 2 ст. 282.2 УК. Их также обвиняют в причастности к деятельности "Нурджулар". В настоящее время Дедков содержится в СИЗО, Рексть отпущен под залог. По версии следствия, с мая 2015 года по март 2016 года Дедков "организовал ячейку "Нурджулар"", устраивал религиозные собрания на квартирах, где обсуждал с верующими книги Нурси и учил их распространять, а Рексть принимал в этом участие.

В середине мая в Бахчисарае были задержаны и затем арестованы четверо подозреваемых в причастности к запрещенной религиозной партии "Хизб ут-Тахрир" – Ремзи Меметов, Зеври Абсеитов и Рустем Абильтаров и Энвер Мамутов. В отношении троих возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации), в отношении еще одного – по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности такой организации). Напомним, мы считаем, что преследование членов "Хизб ут-Тахрир" по антитеррористическим статьям только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) неправомерно.

 

Административное преследование

По ст. 20.3 КоАП за демонстрирование нацистской символики без пропагандистского умысла в мае, по нашим сведениям, были неправомерно привлечены к ответственности два человека. На четыре тысячи рублей был оштрафован директор торгового центра в Благовещенске (Амурская область) за то, что 23 февраля в торговом центре был вывешен поздравительный плакат с немецкими танками и самолетом FW 190, и такое случается по халатности дизайнеров по всей стране. В Кемеровской области суд оштрафовал пастора Ассоциации христианских евхаристических общин Александра Хмелева на 1000 рублей за публикации в соцсети "ВКонтакте" с изображением свастики. Как пояснил сам священник, свастика в опубликованных им изображениях действительно была, однако соответствующие посты были" о тех, кто из России едет воевать на Донбасс, кого ловили в Луганске и Донецке с татуировками нацистской символики, то есть именно о вреде таковой и ее переносчиков".

В мае нам стало известно, что по ст. 20.29 КоАП за распространение неправомерно запрещенных материалов или хранение таковых с целью распространения был привлечен к ответственности один человек. Имам из молельного дома "Мечеть Мирмамеда" в Чапаевске Самарской области Ильгар Гусейнов был оштрафован на три тысячи рублей за распространение безосновательно признанного экстремистским сборника молитв "Крепость мусульманина"; ранее Гусейнов также неправомерно привлекался к ответственности по этой статье.

В городе Нерюнгри (Республика Саха-Якутия) трех директоров школ оштрафовали по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию). Проверка городской прокуратуры показала, что учащиеся школ могли получить доступ к экстремистским материалам в интернете. Мы считаем, что программы контентной фильтрации, как правило, малоэффективны и школьный персонал не должен нести за это ответственность.

В Вольске Саратовской области к ответственности по ч. 2 ст. 6.17 КоАП (неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей информации в местах, доступных для детей технических мер, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию) была привлечена владелица антикафе "Куб", в котором предоставлялась услуга доступа в интернет, но не был установлен контент-фильтр. Мы выступаем против привлечения к ответственности за отсутствие контент-фильтрации администрации кафе, интернет-кафе, гостиниц и других подобных заведений, поскольку они рассчитаны не только на детей (надзор за которыми осуществляют родители), но и на взрослых пользователей, чьи права не должны ограничиваться.

 

Ликвидация организаций за экстремизм и другие государственные меры

В середине мая управление Минюста России по Орловской области подало в областной суд заявление о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Орел" за осуществление экстремистской деятельности. В тот же день оно приостановило деятельность общины до рассмотрения судом вопроса о ее ликвидации. Кроме того, за прошедший месяц трем местным организациям Свидетелей Иеговы – в Серове (Свердловская область), Тихорецке (Краснодарский край) и Чапаевске (Самарская область) – не удалось оспорить вынесенные им предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности, что ставит их под угрозу ликвидации. Напомним, мы рассматриваем попытки ликвидации организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм, преследование членов их общин и запреты текстов как религиозную дискриминацию.

В конце месяца крымская журналистка Лиля Буджурова сообщила, что получила от прокуратуры Симферополя предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и законодательства о СМИ. В документе указано, что Буджурова в соцсети Facebook и на сайте Центра журналистских расследований призывает крымских татар к протестам и предпринимает попытки возбуждения национальной и религиозной ненависти и вражды. С нашей точки зрения, описанные в предостережении высказывания журналистки не содержат никаких выпадов в адрес тех или иных этнических или религиозных групп, не призывают к противоправным действиям и даже не намекают на возможность таковых – напротив, Буджурова подчеркивает, что протестовать нужно законными методами. Указанный текст на сайте Центра журналистских расследований содержит лишь призыв к созданию фонда помощи детям арестованных крымских мусульман. Таким образом, оснований для вынесения Буджуровой предостережения не было. 

Ссылки на данную статью [2]