Неправомерный антиэкстремизм в июле 2017 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в июле 2017 года.

Нормотворчество

29 июля Владимир Путин подписал сразу три ранее утвержденных парламентом закона, каждый из которых вызывает у нас нарекания.

Среди них закон, позволяющий отменять ранее принятый акт о приобретении российского гражданства для части осужденных за преступления экстремистской и террористической направленностей. Считается, что приговор суда доказывает, что в момент получения гражданства заявитель ложно утверждал, что обязуется соблюдать Конституцию и законодательство, хотя преступный умысел, очевидно, может возникать и позже этого момента. Можно опасаться, что закон будет использоваться для лишения гражданства и депортации некоторых иммигрантов или жителей Крыма.

Согласно закону о запрете использования анонимайзеров и VPN-сервисов для доступа к заблокированным в России сайтам, федеральный закон "Об информации" дополняется статьей 15.8, которая фактически требует от этих сервисов поддерживать блокировки под угрозой санкций, начиная с блокировки доступа к ним самим (подробнее о новом механизме борьбы с VPN и анонимайзерами мы рассказывали здесь).

Поправки к закону о СМИ предусматривают введение запрета на учреждение СМИ для лиц, которые лишены свободы либо имеют судимость за совершение преступлений с использованием СМИ и интернете или"за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности". Мы не видим убедительных оснований для введения таких ограничений. Поправки также позволяют Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ и антиэкстремистское законодательство в целом. В тексте закона не описано, как именно Роскомнадзор будет выявлять нарушения антиэкстремистского законодательства. Это внушает опасения относительно возможности вынесения Роскомнадзором во внесудебном порядке неправомерных решений, существенно ограничивающих свободу слова.

В середине июля депутаты Сергей Боярский и Андрей Альшевских ("Единая Россия") внесли в Госдуму пакет законопроектов, которые возлагают на администрацию соцсетей обязанность удалять противоправный контент и вводят миллионные штрафы за неисполнение этой обязанности. Согласно тексту поправок, операторы соцсетей, насчитывающих более двух миллионов пользователей из России, должны создать на российской территории представительство. Предлагается обязать их обеспечить круглосуточную работу по приему жалоб на недопустимый контент, которые должны подаваться через специальную электронную форму, и "ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя социальной сети распространяемую в ней информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления". По мысли авторов законопроекта, удаляться должны также копии противоправного контента, при этом удаленная информация должна храниться на серверах операторов соцсетей в течение трех месяцев. Об этой работе соцсети должны ежеквартально отчитываться перед Роскомнадзором. Из текста законопроекта не ясно, будет ли считаться недостоверной или порочащей честь и достоинство только информация, признанная таковой судом, и останется ли за администрацией соцсетей право самостоятельно оценивать опасность подстрекательских и ксенофобных высказываний. Непонятно также, будут наказывать соцсети только за необеспечение приема жалоб пользователей, их несвоевременное рассмотрение и непредоставление отчетов, или же нарушениями будут считаться и необоснованные, по мнению властей, отказы соцсетей удалять контент. Если учесть, что все соцсети и так имеют механизмы рассмотрения жалоб и удаления контента, то остается признать, что предлагаемый механизм является инструментом государственной цензуры.


Уголовное преследование

В июле стало известно, что с начала месяца Ленинский районный суд Уфы рассматривает уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение национальной ненависти) в отношении активиста башкирского национального движения Сагита Исмагилова. Его обвиняют в републикации в соцсети "ВКонтакте" текста, посвященного закрытию Института гуманитарных исследований в Уфе, автор которого в резких выражениях обвинял татар в развале башкирской культуры. Текст сопровождался фотографией страницы из книги с отрывком из поэмы XVI века, содержащего инвективы в адрес татар-золотоордынцев. С нашей точки зрения, творчество минувших веков не следует оценивать на предмет соответствия современным представлениям о толерантности и, тем более, законодательству об экстремизме. Здесь мы солидарны с соответствующим разъяснением, которое сделал недавно Конституционный суд. Однако совокупность упомянутых двух текстов, действительно, может рассматриваться как высказывание, направленное на унижение достоинства по национальному признаку. Но мы полагаем, что унижение достоинства должно быть перенесено из Уголовного кодекса в Административный как правонарушение, не представляющее большой опасности для общества.

В июле мы узнали, что в июне в отношении Алексея Миронова, волонтера штаба Алексея Навального в Чебоксарах, Управлением ФСБ по Республике Чувашия было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в интернете) и ст. 282 УК. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что "7 июля 2016 года Миронов публично разместил на своей странице «ВКонтакте» графическое изображение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с нанесенным текстом на английском языке: «God bless the USA Keep calm and f*** Russia» и надписью поверх изображения: «Я официально призываю к .......... власти»". Мы считаем, что преследование Миронова по ст. 280 УК необоснованно. Подобное высказывание общего характера в устах рядового гражданина не представляет собой никакой общественной опасности, тем более, что аудитория, ознакомившаяся с изображением, была минимальной. По ст. 282 УК Миронов обвиняется в связи с высказыванием, утверждающим необходимость истребления мусульман. Это обвинение мы не можем назвать неправомерным.

В начале месяца стало известно, что Омутнинский районный суд Кировской области приговорил 21-летнего жителя Омутнинска к штрафу в 25 тысяч рублей по ч. 1 ст. 148 УК (публичные действия, направленные на оскорбление чувств верующих). Как сообщает СК, молодой человек был признан виновным в том, что в период с 2015 по 2016 года, "на почве явного неуважения к обществу, неоднократно публично размещал в одной из социальных сетей сети «Интернет» фотоизображения с надписями, оскорбляющими чувства верующих, тем самым демонстрируя пренебрежительное отношение к ним и религии". С нашей точки зрения, преследование по ст. 148 УК за атеистические высказывания неправомерно. Мы считаем, что неопределенное понятие "оскорбление чувств верующих" вообще должно быть удалено из УК.


В конце месяца мы узнали, что в Барнауле передано в суд уголовное дело ч. 1 ст. 282 УК и ч. 1 ст. 148 УК  против местной жительницы Натальи Телегиной. По данным следствия, с 2014 до 2016 год, придерживаясь негативных взглядов "по отношению к религии и лицам, относящимся к уроженцам Кавказа", она разместила на своей странице в соцсети изображения с текстами, возбуждающими национальную ненависть и вражду. Некоторые изображения и тексты, по мнению следствия, выражали явное неуважение к обществу и оскорбляли религиозные чувства верующих. Ранее сообщалось, что заявление о преступлении подал глава неоязыческой общины асатру Санкт-Петербурга Евгений Салтыков, по мнению которого, опубликовав ряд изображений, в том числе картинку с воином в рогатом шлеме, который замахивается молотом над силуэтом горящего храма, Телегина поощряла религиозную нетерпимость и дискредитировала движение асатру. Мы считаем неправомерным преследование Телегиной за оскорбление чувств верующих; относительно обвинения по ст. 282 УК у нас нет оснований утверждать, что оно предъявлено неправомерно.

В конце июля стало известно, что в Набережных Челнах задержаны 20-летний Антон Ушачев и его 17-летняя подруга, подозреваемые в нанесении свастики и надписей, в том числе и антирелигиозного содержания, на заборы возле Боровецкой церкви Свято-Вознесенского архиерейского подворья. Суд арестовал Ушачева на два месяца, о судьбе его подруги не сообщается. Ушачеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 214 УК (вандализм), ч. 1 ст. 282 УК и ч. 2 ст. 148 УК. Мы полагаем, что все описанные деяния можно было бы квалифицировать по ч. 2 ст. 214 УК (вандализм по мотиву ненависти), а возбуждение дела по двум другим статьям излишне.

В конце июня Верховный суд Башкортостана ужесточил приговор, вынесенный пятерым последователям турецкого богослова Саида Нурси. В марте Октябрьский районный суд Уфы признал пятерых местных жителей виновными по ст. 282.2 УК в причастности к деятельности запрещенной организации "Нурджулар", все они были приговорены к условным срокам лишения свободы. Однако Верховный суд республики удовлетворил апелляционное представление прокуратуры, и в итоге двое осужденных получили реальные сроки лишения свободы (четыре года и два года три месяца), еще троим был установлен более длительный испытательный срок. Мы считаем неправомерным как запрет книг Нурси, так и запрет объединения "Нурджулар", которого в России не существовало вовсе.

Два приговора были вынесены последователям неправомерно запрещенного мирного религиозного движения "Таблиги Джамаат". В конце июня Чекмагушевский межрайонный суд Башкортостана признал пятерых мусульман виновными по ст. 282.2 УК. Четверо из них были приговорены к различным срокам лишения  свободы – от двух с половиной до четырех с половиной лет, пятый – к двум годам условно. В конце июля Железнодорожный районный суд Барнаула приговорил местного жителя к одному году лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима по ч. 1.1 ст. 282.2 УК за вовлечение в деятельность  "Таблиги Джамаат". В Оренбургской области в начале июля по подозрению в причастности к движению были задержаны 19 человек. По сообщению правоохранительных органов, в ходе проведенных обысков у них были обнаружены признанные экстремистскими материалы.

В начале июля Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил дагестанского общественного активиста Хирамагомеда Магомедова к девяти годам колонии строгого режима. Он был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205.5 (участие в деятельности террористической организации), ч. 1 ст. 205.1 (содействие террористической деятельности), ч. 1 ст. 30, ст. 278 (приготовление к насильственному захвату власти), ч. 1 ст. 222 УК (незаконное хранение и ношение оружия). Следствие утверждало, что Магомедов на территории Республики Дагестан принимал участие в деятельности религиозной партии "Хизб ут-Тахрир", которая в России признана террористической. Активист заявил в суде, что действительно участвовал в работе "Хизб ут-Тахрир", но исключительно как политической партии, которая не связана с террористической деятельностью, а обвинение по ст. 222 УК против него было сфабриковано. ПЦ "Мемориал" признал Магомедова политическим заключенным. С учетом специфики региона мы не можем быть уверенными в обоснованности обвинения Магомедова по ст. 222 УК, кроме того, мы считаем неправомерным обвинение последователей "Хизб ут-Тахрир" в терроризме и подготовке к захвату власти только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.).

В Саратовской области было возбуждено дело по ч. 2 ст. 205.5 УК в отношении Рината Галиуллина, который в 2013 году уже был приговорен к шести с половиной годам колонии за организацию ячейки "Хизб ут-Тахрир" в Челябинске, вовлечение в террористическую деятельность и приготовление к насильственному захвату власти. В 2015 году ВС сократил ему срок до пяти лет. В Саратовской области Галиуллин отбывал наказание и должен был выйти на свободу, но правоохранительные органы задержали его, когда он собирался покинуть здание исправительного учреждения, обвинив в том, что находясь в заключении, он проводил "коллективные и индивидуальные беседы с заключенными и пытался вовлечь их в деятельность «Хизб ут-Тахрир»". Подельники Галиуллина, также отбывавшие пятилетний срок, успешно освободились.

В конце июля Верховный суд России ужесточил приговор, вынесенный по ч. 2 ст. 205.5 УК и ч. 1 ст. 282 УК в отношении четырех последователей "Хизб ут-Тахрир" из Нижневартовска. В феврале все они были приговорены Приволжским окружным военным судом к условным срокам и выплате штрафов и освобождены в зале суда, но прокуратура оспорила это решение. Верховный суд приговорил их к реальным срокам лишения свободы – от пяти до шести лет. В те же дни ВС ужесточил приговор крымчанину Руслану Зейтуллаеву, признанному виновным в организации деятельности "Хизб ут-Тахрир" по ч. 1 ст. 205.5 УК. Срок заключения Зейтуллаева в колонии строгого режима был увеличен с 12 до 15 лет.

Следует отметить, что в 2017 году прослеживается тревожная тенденция: суды пересматривают дела об участии в запрещенных религиозных организациях в сторону ужесточения наказания.


Административное преследование

В середине месяца стало известно, что суд во Владимире арестовал на трое суток по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской символики) местную активистку Викторию Лобову, участницу митинга против коррупции 12 июня. Дело было возбуждено в связи с тем, что на странице Лобовой во "ВКонтакте" была опубликована фотография Адольфа Гитлера, рядом с которой было помещено изображение Владимира Путина в нацистской форме, при этом на картинке присутствовали текстовые подписи о сходстве в деятельности Путина и Гитлера. Очевидно, что публикация была сделана в рамках политической полемики, а не ради пропаганды нацизма, поэтому мы считаем, преследование Лобовой неправомерным.

В конце июля в Тольятти суд оштрафовал на 2 тысячи рублей по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) Сергея Ионова, который организовывал акцию 12 июня. Его привлекли к ответственности в связи с публикацией в соцсети "ВКонтакте" видеоролика "Припомним Жуликам и Ворам их Манифест-2002", который в 2013 году был признан экстремистским, как мы считаем, без всяких оснований.

В середине месяца в том же Тольятти мировой суд оштрафовал старейшину местной общины Свидетелей Иеговы на тысячу рублей по ст. 20.28 КоАП (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности). Поводом для преследования послужило то, что в период, когда деятельность организаций Свидетелей Иеговы в России была приостановлена, старейшина общины организовывал встречи и богослужения, на которых присутствовали десятки человек. Напомним, с нашей точки зрения, ликвидация организаций Свидетелей Иеговы за экстремизм, преследование членов их общин и запреты текстов не имеют законных оснований и являются ярким проявлением религиозной дискриминации.

В Березовском Свердловской области суд оштрафовал на 20 тысяч рублей по ч. 2 ст. 6.17 КоАП (неприменение лицом, организующим доступ к интернету в местах, доступных для детей, средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Поводом послужило то, что контент-фильтры, установленные на компьютерах центра, не полностью справлялись с задачей блокировки доступа к экстремистским материалам. Мы считаем, что персонал учреждений, работающих с несовершеннолетними, не может нести ответственность за несовершенство предоставленного этим учреждениям программного обеспечения.

Запрет организаций и блокировка сайтов за экстремизм

17 июля Апелляционная коллегия Верховного суда России отклонила жалобу на вынесенное Верховным судом 20 апреля 2017 года решение о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России экстремистской организацией и его ликвидации. Согласно решению, ликвидации подлежат сам Управленческий центр и 395 местных религиозных организаций как его структурные подразделения, а их имущество обращается в доход государства. Решение суда вступило в законную силу, Свидетели Иеговы намерены оспорить его в Европейском суде по правам человека. Напомним, в России количество последователей Свидетелей Иеговы превышает сто тысяч. Запрет головной организации Свидетелей Иеговы и ее структурных подразделений ставит каждого из них под угрозу уголовного преследования за веру.

Во второй половине месяца Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры внес в реестр сайтов, подлежащих блокировке за призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, сайт петербургского движения "Свободная Ингрия" freeingria.org. Доступ к сайту был заблокирован. С нашей точки зрения, для блокировки сайта не было оснований. Движение "Свободная Ингрия" выступает за расширение самостоятельности Петербурга и Ленинградской области, придерживается регионалистских и даже сепаратистских взглядов. Но к насильственному нарушению территориальной целостности РФ авторы "Свободной Ингрии" не призывают. На сайте можно обнаружить и материалы с острой критикой властей, к примеру, статью, основная идея которой сводится к тому, что на протяжении веков правители России проводили на территории страны оккупационную политику. Однако автор ограничивается выражением мнения и не побуждает читателей ни к каким активным действиям. Мы не обнаружили на сайте призывов к участию в несогласованных акциях и тем более к массовым беспорядкам. Кроме того, мы считаем неправомерной внесудебную блокировку информации о публичных акциях.