Помимо акций ультраправых, проведенных 4 ноября 2009 года в Москве, под брендом "Русский марш" были запланированы митинги, пикеты и шествия не менее чем в 15 городах России. Их подготовка сопровождалась взаимными склоками, связанной с конкуренцией групп различной степени радикальности. В результате, мероприятия под брендом "Русский марш" состоялись как минимум в 12 регионах России. Еще в трех случаях ультраправые либо "присвоили" себе "чужие" акции, либо мы пока не можем найти подтверждения информации ДПНИ о том, что акции вообще состоялись.
В Петербурге заявку на марш подавали ДПНИ (на три разные маршрута), "Славянский Союз" и "Славянская община" (вероятно, в рамках коалиции "Русский марш", декларативного объединения почти 8 десятков этнонационалистических групп Петербурга).
В итоге ДПНИ получило разрешение на проведение митинга в Полюстровском парке. Но организаторы официально декларировали проведение марша от метро "Площадь Ленина" к Полюстровскому парку без символики и лозунгов.
Во время сбора участников предполагаемого марша милиция настояла на том, чтобы довезти всех собравшихся до места проведения митинга на автобусах.
По официальной статистике ГУВД в акции приняли участие около 250 человек (что вполне соответствует "трем автобусам", которые использовала милиция). Сами ультраправые активисты заявляют о 600 участниках митинга, что выглядит явным преувеличением.
На Сенатской площади собирались активисты "Славянской общины", но быстро разошлись.
Как всегда, Русский марш в Петербурге не обошелся без происшествий: к месту проведения митинга пришли антифашисты с транспарантами "Национализм на помойку!". Они скандировали "Фашизм убивает!" и другие лозунги. Несколько ультраправых развязали с антифашистами драку, в результате которой ОМОН задержал четырех антифа.
Вечером того же дня за мелкие административные правонарушения были задержаны 10 активистов Санкт-Петербургского отделения ДПНИ, в том числе руководитель ЦОС ДПНИ-Санкт-Петербург Андрей Кузнецов и координатор ДПНИ-Санкт-Петербург, член Национального Совета ДПНИ Семен Пихтелев.
В Барнауле активисты ДПНИ и Союза Русского Народа присоединились к крестному ходу в честь иконы Казанской Божьей Матери, объявив это "Русским маршем". Кроме того, по заявлению ультраправых, им удалось в этот день в рамках общероссийской акции провести пикетирование администрации и акцию под лозунгом "Русские имеют право", которая заключалась в том, что шестеро наци-скинхедов с закрытыми лицами фотографировались с растяжкой на которой был написан этот лозунг. Фактически, самостоятельных заметных акций ультраправым в Барнауле провести не удалось.
Во Владивостоке попытка организовать "Русский марш" предпринималась дважды - коалицией из "Союза Славян" и "Русского клуба" ("инициативная группа" К. Лунев, А. Комаров и А. Акимов). 20 октября была подана заявка в администрацию Приморья на проведение "Русского марша" по маршруту от Жариковского сквера (ост. транспорта "Дальзавод") до Триумфальной арки по ул. Петра Великого, 6. После того, как она была отклонена, вторая заявка была подана уже в администрацию Владивостока на маршрут от Жариковского сквера до Триумфальной арки от имени Константина Лунева. Здесь митинг был согласован, однако позже К. Лунев отказался от проведения мероприятия, мотивировав это его бессмысленностью в условиях давления на политическую оппозицию и попытками использовать "Русский марш" в качестве пиара "политических проходимцев", под которыми, судя по реакции "Союза Славян", подразумевался последний. Реакция "СС" не заставила себя долго ждать: К.Лунев был обвинен в провокаторстве, нечистоплотности и т.д.
В итоге было подано еще одно уведомление на пикет, однако оно удовлетворено не было из-за нехватки времени.
Однако сбор ультраправых у триумфальной арки все же состоялся. В назначенное время в сквере Суханова собралось не более трех десятков наци-скинхедов из Владивостока, Артема и Уссурийска (часть из них была пьяна, что организаторы мероприятия истолковали как "провокацию"), и после непродолжительного времени разошлись под присмотром милиции.
В Волгограде санкционированный администрацией марш прошел от Ворошиловского Торгового Центра по центральному проспекту города. Данные о количестве участников сильно разнятся: милиция говорит о 200 участниках, праворадикалы - более чем о шестиста. По видеозаписям шествия можно говорить о том, что в волгоградском марше приняло участие 350-400 человек под символикой "Союза русского народа" и "Русской общины" Станислава Терехова и Армии воли народа Юрия Мухина. Помимо этих организаций в марше участвовали представители ДПНИ, хотя из без своей символики. Более того, накануне марша ДПНИ обозначило Волгоград как место проведения марша не только для местных, но и для астраханских и саратовских активистов.
Колонна прошла по Рабоче-Крестьянской улице и проспекту Ленина до площади имени Ленина, после чего развернулась и двинулась обратно.
Среди лозунгов, которые скандировали участники шествия были "Россия для русских, Поволжье для волжан!", "Пока мы едины, мы непобедимы" и др.
В ГУВД по Волгоградской области отметили, что хотя никаких эксцессов во время марша не произошло, по пути следования марша были расклеены листовки с призывами не принимать в нем участия.
В Ижевске Русский марш состоялся впервые. Он прошел по нескольким улицам города и завершился на центральной площади. В нем приняло участие около двухсот человек. Формально организаторами мероприятия стали РОНС, "Народный Собор" и "Народный Союз" (вероятно, имеется в виду ячейка бывшей партии С.Бабурина), а поводом - приздник иконы Казанской божьей матери. 5 ноября официальные представители РПЦ в Удмуртии заявили, что не имеют отношения к шествию, и что митрополит Ижевский и Удмуртский Николай благословения на него не давал.
В Иркутске шествие прошло от Дворца Культуры к памятнику Александру III. Формально акция была организована местным Союзом русского народа, неформально ее рекламировали активисты местного отделения ДПНИ-Руссовет. По данным организаторов, акция собрала около 100 человек, возможно это число преувеличено.
Шествие завершилось митингом, на котором выступили глава СРН-Иркутск Александр Турик, а также некий "представитель бурятского народа".
Накануне марша по пути следования колонны были расклеены антифашистские листовки.
В Кирове прошел митинг на площади имени Лепсе. По заявлению ДПНИ, митинг собрал 500 человек, однако по фотографиям численность митинга можно оценить в 200-250 человек. Митингующие скандировали ксенофобные лозунги, вскидывали руку в нацистском приветствии. Символики каких-либо организаций на фотографиях не видно - лишь имперские флаги. Основные лозунги мероприятия - "За спорт, за здоровое поколение", "Мы русские, мы трезвые!" и "Правда=экстремизм", говорят о том, что организаторами скорее всего были кировские стрейт-эйджеры-неонацисты, которые в городе очень активны.
В Курске местным ультраправым, находящимся под серьезным прессингом властей (напомним, лидер местной ячейки ДПНИ Софья Будникова находится под следствием по ст. 282), не удалось согласовать ни шествия ни митинга, хотя ими подавалось целых три уведомления.
В результате ультраправые договорились встретиться возле торгового центра ГРИНН (Центральный рынок) и пройти шествием к памятнику Матерям воинов-героев, сражавшихся в Афганистане.
По данным ультраправых, в акции приняли участие около 50 человек, однако судя по фотографиям, их было не более двух десятков, но пройти по улице в сопровождении милиции им, видимо, все же удалось. Скандировались ли какие-то лозунги - неизвестно, а вот символики у участников акции не было.
В Краснодаре организаторы (в первую очередь, экс-лидер местного ДПНИ Мировлав Валькович) с самого начала испытывали скепсис относительно возможностей проведения мероприятия. И не только потому, что большинство участников опасались каких-либо санкций со стороны властей, но и потому что были опасения, что не соберется хоть сколько-нибудь заместное количество народа. Это, впрочем, не помешало активному обсуждению планов проведения Русского марша в интернете: к середине октября насчитывалось около 60 потенциальных участников марша как из самого Краснодара, так и из других городов региона и Адыгеи. Однако в конечном результате согласование на проведения марша получено не было, и потенциальных участников призвали собираться в нескольких точках и при возможности, объединившись, провести шествие, а при отсутствии таковой - "присоединиться к народным гуляньям".
По версии ДПНИ, шествие, в котором приняли участие до 150 человек, состоялось, хотя Мирослав Валькович был задержан милицией за его организацию. По версии Краснодарского ГУВД, шествия не было, а те немногочисленные желающие, которые собирались принять в нем участие, разошлись, увидев милицию.
В Красноярске состоялись шествие и митинг от памятника А. Матросову по набережной. В шествии приняли участие от 150 до 200 человек под имперскими знаменами. Уже традиционно это была консолидированная акция местных ДПНИ, РНЕ и НБП. Вел митинг брат осужденного летом за расистское нападение лидера местного отделения ДПНИ Леонида Иконникова Александр. В числе ораторов были Андрей Сковородников (НБП), Виталий Холод (ДПНИ).
В Нижнем Новгороде марш прошел по проспекту Героев в Московском районе города (согласование удалось получить лишь со второго раза, т.к. первая заявка поданная активистами ДПНИ была отклонена). До последнего момента ультраправые опасались, что согласование будет отозвано. На этот случай было запланировано проведение марша "по Большой Покровской улице в виде народных гуляний".
Однако марш прошел без происшествий. В нем приняли участие 150-200 человек, которые прошли по улице под имперскими флагами и флагами ДПНИ, скандируя этноцентристские лозунги.
В Новгороде Великом шествие, в котором приняло участие около 100 человек прошло от гостиницы "Россия", по Большой Московской улице к набережной Александра Невского к памятнику князю. Поскольку шествие согласовано не было, милиция попросила убрать символику (имперские и российские флаги, флаг "Русского образа", "Конгресса русских общин", нарукавные повязки с символикой петербургской коалиции"Русский марш"), чего, судя по фотографиям, все же не произошло.
У памятника князю состоялся митинг с требованиями улучшить контроль за продажей и качеством алкоголя.
В Новосибирске "Русский марш", организованный РОНС прошел от площади железнодорожного вокзала до Нарымского сквера. В мероприятии помимо РОНС приняли участие ДПНИ и Союз русского народа (неоязыческие ультраправые группы в марше участвовать демонстративно отказались).
На митинге выступили депутат городского Совета Новосибирска А. Люлько, В. Гетманов (оба - (РОНС) и руководитель новосибирского отделения СРН Н.Титов.
Оценка численности участников мероприятия колеблется в диапазоне 300 (официальные данные) - 800 (данные ультраправых) человек. По фотографиям численность участнков можно оценить в 500 человек.
В Самаре подготовкой Русского марша пыталось заниматься ДПНИ-Руссовет, однако 2 ноября группа официально отказалась от проведения мероприятия. Официальной причиной отказа стали ссылки на провокации конкурентов (ДПНИ Белова, СС и др.). Однако реальной причиной, судя по всему стало то, что ДПНИ-Руссовет не смогли мобилизовать желающих под свой лейбл.
В Сыктывкаре мероприятия (митинг и шествие) были организованы "Рубежами Севера" Алексея Колегова. В них приняли участие около 50 человек, декларировались антимигрантские лозунги. На митинге выступали представители ДПНИ (Игорь Бобрецов), "Пенсионеров-патриотов Усть-Сысольска" (Юрий Косыгин), "Рубежи Севера" (Юрий Авдошкин, Евгений Чеглаков (представлявший одновременно расформированную Народно-патриотическую партию России), Алексей Колегов) и другие. Кроме перечисленных организаций, на митинге также присусттвовала атрибутика НДПР, Союза национального возрождения (предшественника "Рубежей Севера").
По окончании митинга, его участники прошли от ДК "Строитель", в котором находится офис "Рубежей..." до Стефановской площади.
В Туле организатором шествия выступил "Национальный союз Тульской области". Шествие не было согласовано. Ультраправые активисты двинулись от Первомайской улицы, скандируя ксенофобные и неонацистские лозунги, но были остановлены у драматического театра милицией, которая предложила участникам разойтись. Часть марширующихх, сделав вид что подчинилась требованиям милиции попыталась продолжить шествие по ул. Ф. Энгельса, но вновь была остановлена милицией. Основную массу участников (оценка численности которых колеблется от 250 до 400 человек) составили наци-скинхеды.
Для составления административного протокола был задержан один из организаторов шествия В.Горюнов. Местные СМИ отмечают, что запрет шествия позволил ультраправым пройти не привычным маршрутом (от ул. т Первомайской к площади Искусств), а фактически организовать марш по самому центру города.
Кроме того, по заявлению ультраправых, Русский марш прошел также в Калининграде и Новошахтинске (Ростовской области). В первом случае, где, по оценкам ДПНИ, набралось 50 участников. Во втором - около 30 (самоощенка ультраправых), как самих горожан, так и тех, кто приехал на него из Ростова-на-Дону, Шахт, Каменска-Шахтинского и Белой Калитвы. Однако подтверждения этой информации мы пока не нашли.
В Астрахани, Воронеже, Самаре и Твери по различным причинам от проведения мероприятия решено было отказаться. В Рязани на запланированное пикетирование областной администрации никто не пришел.
По материалам СМИ, ультраправых интернет-ресурсов, соб. инф.