Специальный докладчик ООН: Российское общество стоит перед лицом утвердившейся тенденции расизма и ксенофобии

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

15 марта 2007 г. в Женеве специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма Дуду Дьен представил на рассмотрение членов 5-й сессии Совета ООН по правам человека доклад о результатах своего визита в Россию в 2006 г.

В своем докладе Д.Дьен анализирует: демографический, этнический и религиозный состав РФ, исторические и социальные предпосылки современных проблем, правовую систему, а также политическую и административную структуру современной России.

Докладчик касается вопросов правовой базы борьбы с расизмом и расовой дискриминацией, а также анализирует мнения и реакции государственных должностных лиц и политические решения, государственные меры по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией.

Далее специальный докладчик приводит факты дискриминации в России выходцев с Кавказа и Центральной Азии, рома, иностранцев, африканцев. Он затрагивает проблемы антисемитизма и нападений на правозащитников.

Автор доклада повествует об использовании расистских и ксенофобных высказываний в политике и СМИ.

Данные доклада основываются во многом на материалах общественных организаций.

Д.Дьен приходит к выводу, что, хотя в Российской Федерации и не проводится государственная политика расизма, российское общество стоит перед лицом утвердившейся тенденции расизма и ксенофобии.

Приводим рекомендации специального докладчика:

"Правительству необходимо официально и публично признать существование и масштабы распространения тенденций расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, существующих в российском обществе, и в самых энергичных и действенных выражениях заявить о своей политической решимости бороться с ними. Особенно важным представляется осуждение любых расистских или ксенофобных действий или высказываний, в том числе со стороны политических партий и средств массовой информации.

Богатое наследие и глубина человеческих, культурных и религиозных многокультурных взаимодействий в глубочайших слоях российского общества должно стать стратегическим направлением деятельности правительства в целях увязывания борьбы с расизмом и ксенофобией с поощрением и восстановлением многокультурности в российском обществе, нацеленным на укрепление демократического политического процесса. С этой целью правительству следует решительным образом посредством законодательных, образовательных и информационных мер способствовать восстановлению многокультурной самобытности российского общества.

В качестве безотлагательной меры правительству следует создать аналитическую комиссию в составе представителей соответствующих государственных учреждений (органов правосудии, милиции, образования, культуры), представителей политических партий, организаций гражданского общества, заинтересованных групп и общин, а также видных деятелей религиозной, интеллектуальной и художественной сферы, отражающую многообразие страны, для сбора данных о проявлениях и формах выражения расизма и ксенофобии, анализа их глубинных коренных причин и разработки национальной программы действий против расизма и ксенофобии.

Правительству следует также рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне независимого органа, в задачу которого входили бы поощрение и защита прав человека и всеобъемлющим образом организуемая борьба с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, включая дискриминацию по признакам расы, вероисповедания, этнического происхождения, национальности, гражданства, места жительства, пола, возраста, инвалидности, сексуальной ориентации и любым другим основаниям. Состав этого органа, работа которого должна поддерживаться региональными отделениями, должен быть представительным с точки зрения многообразия российского общества, а его члены должны назначаться парламентом на основе предложений правительства, организаций гражданского общества и культурных, религиозных и языковых общин. Этот орган должен работать в тесном сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами государства и гражданского общества, в частности Уполномоченным по правам человека и региональными омбудсменами, и он должен быть наделен административными, законодательными и нормативными полномочиями по расследованию актов расизма и дискриминации и обеспечен надлежащими людскими, материальными и финансовыми ресурсами.

Правительству следует решительным образом продолжать укреплять положения закона, направленные на борьбу с расизмом, расовой дискриминацией и ксенофобией, на уровне уголовного, гражданского и административного законодательства. Особенно важным представляется прямое запрещение расовой дискриминации в соответствии с пунктом 1 стати 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в конституционном, гражданском и административном законодательстве при использовании четкого и всеобъемлющего определения дискриминации. Вопросы иммиграции, убежища и положения иностранцев должны решаться на основе соответствующих международных правовых актов, а не только на основе соображений обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Специальный докладчик призывает также пересмотреть закон 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности", с тем, чтобы более четко определить его сферу действия.

Укрепление законодательства должно сопровождаться продолжением и наращиванием предпринимаемых в настоящее время усилий по осуществлению надлежащих существующих положений u1079 закона, с тем, чтобы решительно дать понять лицам, совершающим расистские и дискриминационные действия, прибегающим к ксенофобному насилию и возбуждению ненависти, о недопустимости подобных действий. Эти усилия должны включать укрепление потенциала судебных и правоохранительных органов, в частности Генеральной прокуратуры, по эффективному исполнению положений Уголовного кодекса применительно к лицам, совершающим расово мотивированные нападения, в частности, посредством организации надлежащей подготовки по вопросам содержания международных договоров по правам человека - в особенности Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации - и существующих внутренних законов.

Акты расизма и нетерпимости по отношению к иностранцам, в частности к студентам, правозащитникам, свидетелям в уголовных расследованиях, представителям интеллигенции и активистам, участвующим в борьбе с расизмом, должны быть решительно осуждены, и им должно уделяться первоочередное внимание, в частности сотрудниками правоохранительных органов, которые должны обеспечивать принятие эффективных мер защиты от расово мотивированных нападений, особенно со стороны ультранационалистических группировок.

Правительству следует также принять меры по прекращению практики расового профилирования, в частности таких его проявлений, как целевые расово-специфические проверки паспортов и регистрации, проводимые сотрудниками правоохранительных органов в общественных местах и направленные против представителей конкретных общин. Эти меры должны включать образовательно-разъяснительные программы для сотрудников правоохранительных органов, призванные обеспечить, чтобы они выполняли свои обязанности, не проводя различия людей по таким признакам, как раса, цвет кожи, национальное или этническое происхождение. Правительству следует обеспечить, чтобы этот принцип применялся также и в рамках борьбы с терроризмом. Ненадлежащее обращение сотрудников правоохранительных органов с жертвами расово мотивированных деяний должно примерным образом наказываться.

Правительству следует принять решительные меры для предупреждения применения впредь против некоторых групп дискриминационной практики в вопросах предоставления гражданства и оформления регистрации по месту жительства и тем самым обеспечить строгое исполнение и соблюдение решений Конституционного суда и Верховного суда о неконституционности такой практики.
В срочном порядке должно быть обращено внимание на положение большого числа бывших советских граждан, которые, несмотря на длительный период проживания или постоянное проживание в России, считаются незаконными мигрантами с момента вступления в силу федеральных законов о гражданстве и правовом положении иностранных граждан.

Правительству следует ратифицировать принятую Организацией Объединенных Наций Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и привести в соответствие с ней свое национальное законодательство.

Правительству следует решительно осудить любые проявления расизма и нетерпимости по отношению к выходцам с Кавказа и из Центральной Азии, обеспечить, чтобы в отношении таких проявлений проводились оперативные, тщательные и беспристрастные расследования и чтобы лица, виновные в этнически мотивированном подстрекательстве и насилии, должным образом привлекались к ответственности и наказывались.

Правительству следует принять всеобъемлющий федеральный план действий в отношении общины рома, предусматривающий поощрение и уважение их культурной самобытности и преодоление их социальной и экономической маргинализации, в частности таких ее проявлений, как плохие жилищные условия, отсутствие документов, высокий уровень отсева детей рома из школ и испытываемые рома трудности в области занятости. План должен также предусматривать меры по ознакомлению российского общества с историей и традициями рома, с тем, чтобы искоренить негативные представления и стереотипы, систематически связываемые с представителями этого народа. В качестве приоритетной должна быть рассмотрена проблема выселения рома из занимаемых жилищ.

Параллельно с политической и юридической стратегией правительству следует разработать этическую и культурную стратегию, направленную на устранение глубочайших корней расизма и ксенофобии и построенную на основе поощрения взаимного познания культур и ценностей, взаимодействия между различными общинами и установления связи между борьбой с расизмом, ксенофобией и дискриминацией и рассчитанным на длительную перспективу строительством демократического, эгалитарного и интерактивного многокультурного общества.

Правительству предлагается пересмотреть школьные учебные программы и учебники, включая учебники по истории, с тем, чтобы в них получили отражение вопросы, касающиеся гуманитарных, культурных и социальных преимуществ многокультурности. Вопросы взаимоуважения, поощрения терпимости, а также расизма, расовой дискриминации и ксенофобии должны получить надлежащее освещение в школьных учебных программах и курсах подготовки преподавателей.

Правительству следует рассмотреть вопрос об инициировании с участием средств массовой информации процесса, призванного отразить роль и ответственность средств массовой информации в борьбе с расизмом и ксенофобией и поощрении терпимости в целях разработки деонтологического кодекса поведения.

И, наконец, Специальный докладчик ожидает установления правозащитного присутствия УВКПЧ в страновой группе Организации Объединенных Наций в Москве и рекомендует, чтобы борьба с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью составляла важную часть ее работы."

Полный текст доклада см. здесь

Ссылки на данную статью [1]