Мы публикуем решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2004 г. о признании экстремистскими ряда материалов. Публикация не является официальной и воспроизводится по материалам, размещенным на сайте Минюста России.
РЕШЕНИЕ по делу 2-861
г.Тихвин 25 мая 2004 г.
Тихвинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Г.В.
при секретаре Хухуа Н.Н.
с участием
помощника Тихвинского городского прокурора Вахрушевского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по представлению Тихвинского городского прокурора об установлении наличия признаков экстремистской деятельности в информационных материалах, изъятых у Волкова Виталия Адамовича,
УСТАНОВИЛ:
Тихвинский городской прокурор обратился в суд с представлением, в котором просил установить наличие признаков экстремистской деятельности в информационных материалах, изъятых у Волкова В.А.
В обоснование представления прокурор указал, что в рамках расследования уголовного дела № 554504, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, по месту жительства Волкова В.А. по адресу г.Тихвин, ул. Московская, дом 6, кв. 9, 22 мая 2003 г. производился обыск, в ходе которого изъяты многочисленные тиражи газеты "Для русских людей", "Евпатий Коловрат", листовки, видеокассеты и другие материалы, содержащие признаки экстремистской деятельности, установленные ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" № 114-фз от 25 июля 2002 г., а именно:
- в текстах публикаций газеты: "Для русских людей" используется много негативной информации, употребляются слова и выражения, унижающие национальное достоинство, в неприязненной форме выражается отношение к представителям различных национальностей (обращение "Русские люди", "Для русских людей" 2003 г., № 6, с. 7; статьи "Наша русская победа" ("Для русских людей" 2002 г., № 1, с.6 - евреи названы жидами, холеными откормленными жидами; в статье "Страсти на Тель-Авидение" "Для русских людей", 2002 г. № 1, с. 6 - еврейцами);
- в ряде статей высказано негативное отношение к азиатам, которых авторы статей называют "узкоглазые" ("Для русских людей", 2003 г. , № 6, с.2), к чеченцам, которых авторы статей называют "черные суки", "чурбаны", "чеченские подонки" ("Для русских людей", 2003 г. № 6, с. 5; № 7, с. 2);
- в статье "Перспективы генофонда в Москве к 2050 г." ("Для русских людей", 2003 г. № 7, с.3) говорится, что "...генофонд москвичей скоро заменится генофондом азиатских барышников";
- на страницах газеты в качестве оформительского элемента, в листовках и брошюрах публично демонстрируется нацистская символика и символика, сходная с нацистской;
- кинофильм "Вечный жид", видеокассета с записью которого изъята, представляет собой образец антисемитской пропаганды, содержит портретные и жанровые съемки обитателей еврейского гетто в Польше, намеренно формирующие непривлекательный образ еврейской нации: в нем в закадровом тексте содержатся высказывания следующего содержания: "редко найдешь жида, занятого полезным трудом", "они (евреи) не подчиняют свои идеалы служению общества", "для жида существует одна ценность - деньги", "...раса паразитов" и др. В названном фильме обосновывается и оправдывается национальное превосходство арийцев над еврейской нацией и также практика насильственного сосредоточения евреев в специальных местах изоляции (гетто), которые, что является общеизвестным историческим фактом, были непосредственно созданы в связи с проведением массовых репрессий и физическим уничтожением людей;
- ряд видеофильмов, кассеты с записями которых изъяты, в контексте с идеями, пропагандируемыми сторонниками партии РНЕ, в расширительном толковании рассматриваются как проявление неприязни и подозрительности к еврейской нации. Так, игровые фильмы, созданные в нацистской Германии ("Ротшильды", "Еврей Зюс"), явно проникнуты антипатией к еврейской нации, представители которой показаны как жадные и склонные к обману, финансовым махинациям лица, стремящиеся такими средствами завоевать господство над Европой. Указанные фильмы, создающие негативный образ евреев, сосредоточив внимание на отрицательных характеристиках, унижают национальное достоинство, что дает основание отнести их к экстремистским материалам;
- кинофильм "Триумф воли", видеокассета с записью которого изъята, пропагандирует идеи национал-социалистической партии Германии;
- в ряде видеофильмов объектом документального изображения является нацистская или сходная с ней атрибутика;
- в ряде видеофильмов раскрывается деятельность национал-патриотических сил и их объединений ("Мы здесь! Обратной дороги нет", "Русские витязи", "Праздник в Дивеево", Пресс-конференции 1998 г., 1999 г.); в демонстрируемой символике движения РНЕ усматриваются черты сходства (до определенной степени смешения) с символами, характерными для фашистских и нацистских формирований (приветствие вскинутой рукой,свастика).
В судебном заседании помощник Тихвинского городского прокурора Вахрушевский С.В. поддержал представление.
Волков В.А., привлеченный судом к участию в деле, в судебное заседании не явился. Суд неоднократно направлял повестки по месту жительства Волкова, однако согласно справке участкового уполномоченного ОВД Тихвинского района, он фактически по месту регистрации не проживает.
Учитывая, что место пребывания Волкова неизвестно, суд, руководствуясь ст. 119 ГПК РФ, счел возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, а также вещественные доказательства по делу, суд полагает удовлетворить представление частично.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. № 114-фз, экстремистская деятельность (экстремизм) - деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных, в том числе на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Волков В.А. в объяснениях, полученных 5 июня 2003 г. следователем Тихвинской городской прокуратуры Батищевым О.И., показал, что, являясь участником движения РНЕ, с 2002 г. издает газету "Для русских людей", зарегистрированную в Комитете по печати в г. Санкт-Петербурге. Основная цель издания - распространение русской национальной идеи по региону, главными тезисами которой выступают православие, русская государственность, повышение русского национального самосознания.
8 декабря 2003 г. - 28 января 2004 г. специалистами факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета по постановлению заместителя Тихвинского городского прокурора проведена экспертиза. На исследование экспертизы представлялись листовки - 8 штук; комплект газеты "Для русских людей" №№ 1(1), 2(2), 3, 4 (спецвыпуск), 5, 6,7; видеозаписи документальных фильмов "Мы здесь! Обратной дороги нет", "Русские витязи", "Русская Голгофа", "Мир в осаде", "Конец белых атаманов", "За правдой в Россию", "Дважды проклятый генерал", "Неизвестный Израиль", "Праздник в Дивеево", "Вечный жид", видеозаписи художественных фильмов "Ротшильды", "Еврей Зюс", "Триумф воли"; видеозаписи телевизионных и иных программ - пресс-конференции руководителя РНЕ (1998 г.), а также руководителей национального блока общественных движений (1999 г.), "Свастика в России", "Русский дом".
Согласно заключению экспертизы, в исследованных печатных материалах используется символика как оформительский элемент, в том числе свастика в шпигеле газеты, вызывающая ассоциации с нацистской символикой; в публикациях есть унизительные характеристики конкретных лиц, которые авторы относят евреям; отдельные тексты формируют негативный этнический образ чеченцев, евреев, представителей других национальностей, унижают национальное достоинство, что дает основание признать эти материалы экстремистскими.
Отвечая на поставленные вопросы в отношении видеоматериалов, эксперты указали, что они условно разделяются на три группы:
1.Утверждающие духовные и политические идеалы их создателей, раскрывающие деятельность национал-патриотических сил и общественных объединений - "Мы здесь! Обратной дороги нет", "Русские витязи", "Праздник в Дивеево", пресс-конференции 1998 и 1999гг., "Свастика в России".
2.Представляющие собой исследование решения политических, национальных, конфессиональных вопросов как на историческом, так и современном материале - "Конец белых атаманов", "За правдой в Россию", "Дважды проклятый генерал", "Русская Голгофа", "Мир в осаде", "Триумф воли".
3.Содержащие характеристику отдельных наций-"Неизвестный Израиль", "Русский дом", "Вечный жид", "Ротшильды", "Евреи Зюс".
Материалы, отнесенные к первой группе, согласно заключению не несут в себе открытого и прямого противопоставления православия и русского национализма другим конфессиональным и национальным ценностям.
В произведениях второй группы предлагается публицистическая версия противостояния казачества и советского правительства. Авторы не утаивают факт участия казаков в войне на стороне Гитлера, а также их участия в карательных операциях, однако одобрительной оценки этим событиям не дается. В фильме "Дважды проклятый генерал" показана судьба генерала А.А.Власова; авторы воздерживаются от однозначного выражения собственной позиции в отношении перехода генерала А.А. Власова на сторону нацистской Германии. Фильм "Триумф воли" в настоящее время утратил политическую актуальность, произведение легально демонстрировалось в России, его следует рассматривать как историко-культурный и художественно-эстетический фильм.
Фильмы третьей группы расцениваются экспертами дифференцированно.
Игровые ленты, созданные в условиях нацистской Германии ("Ротшильды", "Еврей Зюс"), явно проникнуты антипатией к еврейской нации, вместе с тем, художественная природа этих произведений допускает высокую степень свободы авторов в создании образов и решении иных творческих задач.
В записи программы "Русский дом" фактически воспроизводится давний и вполне легитимный спор о принадлежности Иерусалима как религиозной святыни.
В американском фильме "Неизвестный Израиль" хоть и сосредотачивается внимание на отрицательных характеристиках еврейской нации, но все нормы поведения, цели, догматы приводятся в виде цитат из Талмуда, Еврейской энциклопедии, и итоговые комментарии и выводы авторов фильма не содержат призыва к насильственным действиям, а склоняют зрителя на путь смирения.
Кинофильм "Вечный жид", созданный в Германии в 1940 г., представляет собой типичный образец антисемитской пропаганды, основным документальным материалом для съемок служат картины жизни еврейского гетто в Польше. Портретные и жанровые съемки обитателей гетто формируют непривлекательный образ нации. В закадровом тексте звучит ряд заявлений, нацеленных на унижение национального достоинства евреев - евреи грязные, редко найдете жида, занятого полезным трудом, они не подчиняют свои идеалы служению обществу, для жида существует только одна ценность - деньги, раса паразитов и др. Утверждение, что их религия обязывает к предательству и ростовщичеству, несет в себе пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии, равно как формулировка "их якобы религия". Еврей противопоставляется арийцу, который стремится создать нечто полезное, тем самым пропагандируется превосходство одной нации над другой. На возбуждение национальной розни нацелено заявление о том, что евреи полностью отличаются от нас (т.е. европейцев) и телом, и душой. То же следует из демонстрации ряда еврейских лиц с комментарием "эти физиономии решительно опровергают либеральные теории о равенстве всех"; из утверждений, что евреи колонизировали Восточную Европу, и их миграция сравнима со скитанием таких же беспокойных животных - крыс.
Кинофильм "Вечный жид", согласно заключению экспертов, можно отнести к экстремистским материалам, поскольку он обосновывает и оправдывает национальное превосходство арийцев над еврейской нацией, а также практику насильственного сосредоточения евреев в специальных местах изоляции - гетто, которые, как известно, были связаны с проведением массовых репрессий и физическим уничтожением их обитателей. Другие фильмы к таким материалам отнесены быть не могут, поскольку не содержат прямых призывов или аргументации в пользу превосходства одной нации над другой, массовых репрессий и др.
Пропаганда и демонстрирование законодательно запрещенной нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в вещественных доказательствах не обнаружены.
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд полагает установить наличие признаков экстремистской деятельности в отдельных печатных текстах и видеоматериалах (газета "Для русских людей", видеокассета с записью фильма "Вечный жид"), изъятых у Волкова В.А., а именно: отнести их к экстремистским материалам по признакам возбуждения национальной и религиозной розни, пропаганды превосходства одних и неполноценности других граждан в зависимости от их национальной и религиозной принадлежности.
В части отнесения к экстремистским материалам иных, указанных в представлении видеоматериалов, суд полагает отказать, поскольку признаков экстремистской деятельности в них не усматривается.
Руководствуясь ст. 13 ФЗ "Об экстремистской деятельности", ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить наличие признаков экстремистской деятельности в части изъятых у Волкова Виталия Адамовича информационных материалов.
Признать экстремистскими материалы, опубликованные в газете "Для русских людей", №№ 1(1), июнь 2002 г., 2(2) август 2002 г., 3 октябрь 2002 г., 4 ноябрь 2002 г., 5 декабрь 2002 г., 2003 - №№ 6,7; а также кинофильм "Вечный жид", видеокассета с записью которого изъята у Волкова В.А.
В части установления наличия признаков экстремистской деятельности в иных, указанных в представлении видеоматериалах, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней, прокурором в тот же срок может быть принесено кассационное представление.