23 мая 2007 г. решением суда Советского района Новосибирска был ограничен доступ к четырем интернет-ресурсам, материалы которых были признаны экстремистскими. Речь идет о исламистских и сепаратистских сайтах - "Кавказ-Центр", "ЧеченПресс", "Даймохк" и "Аланское (Карачаево-Балкарское) информационно-аналитическое агентство", материалы которых, как отмечалось Прокуратурой Советского района в направленном 13 марта 2007 г. в суд представлении, содержали "пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды".
"В соответствии с филолого-лингвистическим заключением тексты сайтов свидетельствуют о негативном восприятии всего русского, направлены на формирование негативного образа русского народа, приписывают русским исключительно враждебные действия, имперские амбиции по отношению к другим народам, содержат искаженное представление о роли русского народа в историческом процессе", - говорится в сообщении Новосибирской облпрокуратуры.
Суд удовлетворил исковое заявление прокуратуры Советского района и вынес решение, обязывающее одного из интернет-провайдеров Советского района - ООО "Первая миля", заблокировать доступ к указанным ресурсам. Аналогичные иски в отношении еще трех районных провайдеров (ЗАО "Академтелеком", ООО "Полимэкс плюс" и ЗАО "СибелТелеком") суд планирует рассмотреть 18 июня, 3 и 16 июля 2007 г.
Все сайты располагаются за пределами России, поэтому закрыть их, не используя международные правовые механизмы, правоохранительные органы не в состоянии.
Как сообщила помощник прокурора Советского района Елена Гончарова, проверка была проведена совместно со специалистами управления ФСБ области.
ООО "Первая миля" собирается опротестовывать решение прокуратуры в суде как противоречащее закону о связи. Об этом было заявлено на пресс-конференции новосибирских интернет-провадеров 15 июня 20007 г.
Комм. Данное решение суда - это первое известное нам решение такого рода в российской правоприменительной практике.
Сама схема, избранная в Новосибирске, хоть и очень громоздка, но эффективна и обусловлена отсутствием каких-либо общепринятых легальных механизмов ограничения доступа к информации, размещенной на зарубежных серверах.
Закон "О противодействии экстремистской деятельности" содержит формулировку, что экстремистской деятельностью, в частности, является "содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности ... телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг...". Однако вряд ли можно таким образом толковать деятельность интернет-провайдера, отвечающего не за содержание сайтов, а лишь за доступ в интернет (в котором находятся самые разные, в том числе и действительно экстремистские ресурсы). Отнюдь неочевидно также, что судебное решение о признании сайта экстремистским автоматически обязывает всех интернет-провайдеров блокировать доступ к нему: ведь закон запрещает распространять экстремистские материалы, но интернет-провайдер не осуществляет никакого распространения (не больше, чем, например, телефонная компания). Таким образом, последовательные судебные определения в отношении каждого локального интернет-провайдера, находящегося в юрисдикции данного конкретного суда, можно рассматривать как судебные решения в обеспечение реализации основного судебного решения (о признании материалов сайтов экстремистскими).
Впрочем, сама идея ограничения доступа к конкретным интернет-ресурсам, фактически - по доменному имени, кажется нам довольно сомнительной. Ведь ничто не мешает заводить все новые "зеркала" этого ресурса под иными доменными именами, что приведет о очередной затяжной серии судов. Гораздо более эффективным было бы преследование владельцев и авторов ресурсов, материалы которых признаны экстремистскими, с использованием международных юридических механизмов. Если, конечно, суд страны, в которой расположена редакция сайта или его хостинг-провайдер, согласится с тем, что содержание сайта заслуживает наложения санкций.
Информация предоставлена прокуратурой Советского района г. Новосибирска.