Новости по теме

ВНИИ МВД: "Общественная опасность экстремизма: теоретическая и практическая оценка"

22 апреля 2008 года во ВНИИ МВД прошла пресс-конференция "Общественная опасность экстремизма: теоретическая и практическая оценка".

В пресс-конференции приняли участие начальник ВНИИ МВД генерал-майор милиции Сергей Гирько, главные научные сотрудники института профессора Игорь Сундиев и Юрий Антонян.

Во вступительном слове С.Гирько отметил нарастающую угрозу экстремизма в России и указал на необходимость изучения явления как такового. Именно это, по мнению начальника института, позволит выработать более эффективные алгоритмы противодействия экстремистским проявлениям.

Выступление И.Сундиева по большей части было посвящено технологиям манипуляции толпой, которые могут быть использованы в том числе и в целях организации экстремистских акций. В частности, значительная часть выступления была посвящена флэш-мобам, которые, в частности, могут быть использованы для организации противоправных акций. Например серию неонацистских нападений декабря 2007 - марта 2008 гг. И.Сундиев назвал целью и результатом неонацистских флэшмобов.

Ю.Антонян отметил, что экстремизм, по его мнению, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных и динамично развивающихся угроз в России. Он обратил внимание на то что практически не преследуется пропаганда ненависти, в частности, антисемитизма, которая во многом вдохновляет молодых неонацистов на насильственные действия.

Пресс-конференция была посвящена проблеме исследования явления экстремизма как такового, а не конкретных его проявлений, - об этом сразу заявил С.Гирько. Это затруднило взаимопонимание между участниками пресс-конференции и журналистами, которых более интересовали именно конкретные проявления.

Кроме того, отметим излишнюю конспирологичность некоторых прозвучавших на пресс-конференции заявлений (в частности, о "духовных и финансовых кураторах экстремистских группировок из-за рубежа", заказном политическом (предвыборном) характере активизации наци-скинхедов в последние месяцы в Москве, об "оранжевой" угрозе и т.п. В частности, И.Сундиев считает, что "национальное противостояние, насильственный экстремизм выполняет в России ту же функцию, которую в бывших союзных республиках выполняли молодежные организации типа ... "Поры".

Еще одним недостатком общения между участниками пресс-конференции и журналистами стала невозможность придерживаться юридической терминологии и обращения к неюридическим, клишированным бытовым понятиям, например, рассуждения о "тоталитарных сектах". На пресс-конференции им было уделено особое внимание. И.Сундиев, заявил, что "сейчас у нас ежегодно регистрируется до полутора тысяч вновь образованных религиозных организаций, из которых потом в результате расследований не менее 200-300 в год признаются тоталитарными и они лишаются регистрации". Ю.Антонян пояснил, что главным основанием запрета "тоталитарных сект" является действия, наносящие вред человеку. Тем не менее, количество, озвученное И.Сундиевым, представляется нам сомнительным.

Отвечая на вопрос представителя Центра "СОВА", проводились ли исследования уровня ксенофобии среди сотрудников правоохранительных органов, Ю.Антонян рассказал об исследовании, которое он проводил среди студентов юридических вузов, которые выявили прямую корреляцию между настроениями тревожности и уровнем нетерпимости среди студентов. Причем показатели, выявленные во время исследования, полностью коррелируют с аналогичными результатами исследования среди людей, не связанных с юриспруденцией, проводимые по аналогичной методике. К сожалению, конкретные цифры, характеризующие уровень ксенофобии среди студентов юридических вузов, названы не были.

Говоря о пропаганде ненависти и о распространенности ксенофобных настроений в обществе, участники пресс-конференции в целом поддержали идею законодательного запрета упоминания этничности в криминальной хронике.

Отметим также немаловажное, на наш взгляд заявление, которое прозвучало во время мероприятия. В пресс-релизе было отмечено, что "Увеличивается количество ... граждан, которые в основном используются лидерами экстремистских организации за определенную плату при проведении несанкционированных митингов и собраний. К примеру, в 2007 году на территории страны было проведено 417 несанкционированных протестных акций, за участие в которых к административной ответственности привлечено 1458 человек. Наибольшее их количество отмечено в мегаполисах и крупных областных центрах России (в Москве, Санкт - Петербурге, Нижегородской области и Пермском крае)". Упоминание несанкционированных протестных акций в таком контексте вызвало естественный вопрос - все ли несанкционированные протестные акции следует в таком случае считать проявлениями экстремизма. Ю.Антонян, отвечая на этот вопрос, прямо заявил, что это не так, протесты, даже несанкционированные, далеко не все являются экстремистскими, и рассмотрение их в таком качестве будет означать стремление "заткнуть рот нашим людям, которые могут выражать протест по разным поводам". На более конкретный вопрос, являются ли экстремистскими, например, "марши несогласных" или митинги КПРФ, Ю.Антонян заявил, что "экстремистскими организациями и акциями являются только те, которые проповедуют ненависть и вражду по отношению к другим нациям, религиям или политическим группам. Те организации, которые Вы назвали, я думаю, вряд ли стоит считать экстремистскими. Если какая-то организация требует каких-то изменений, это еще не основание относить ее к числу экстремистских. Надо обсудить, что они хотят". И.Гирько обратил внимание, что несанкционированные акции могут повлечь за собой административные санкции. Однако обвинение в экстремизме в устах должностного лица не может быть голословным, такое обвинение обоснованно, только если оно доказано в суде.

Соб. инф.

Ссылки на данную статью [2]