6 июля 2010 года Федеральная служба по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) утвердила
приказ «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости
злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации,
распространение которых осуществляется в информационно-коммуникационных сетях,
в том числе в сети интернет».
Приказ апеллирует к Закону о СМИ и постановлению Пленума
Верховного суда России от 15 июня 2010 года, регламентирующего ряд вопросов, в
том числе и применения к СМИ антиэкстремистского законодательства.
Подчеркнем, что действие приказа распространяется не только
на интернет СМИ, но на все зарегистрированные СМИ, имеющие интернет-версии или
интернет-страницы.
В соответствии с этим приказом утверждена инструкция,
которая пошагово описывает процедуру оформления обращения в СМИ.
При обнаружении на интернет-форуме, высказываний, которые
сотрудник Роскомнадзора оценивает как «экстремистские», он сохраняет скриншот обнаруженных высказываний и
фиксирует URL высказывания.
Если его подозрения подтверждаются «специалистами, наделенными полномочиями по осуществлению
государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ»,
составляется акт о нарушении, который заверяется этими специалистами.
На основании этого акта составляется обращение в
соответствующее СМИ с просьбой убрать некорректный комментарий или отредактировать
его.
Это обращение за подписью руководителя структурного отделения
Роскомнадзора отправляется в соответствующее СМИ в двух экземплярах – по электронной
почте (с уведомлением о прочтении) и по факсу, которые указаны в
регистрационных документах издания и на его сайте. Время отправления «Обращения»
фиксируется в соответствии с делопроизводственными инструкциями.
На выполнение требований Роскомнадзора отводятся одни сутки,
после чего ведомство выносит соответствующее
предупреждение.
Для рассылки подобных обращений ведомство заводит отдельный
электронный адрес.
Отметим, что у этого документа есть серьезные недостатки, создающие
возможность административного произвола.
Главный из них состоит в том, что сутки на исправление
выявленных замечаний исчисляются по контексту приказа не со времени получения «Обращения»
адресатом (причем не просто СМИ, а лицом, принимающим решение – главным редактором,
его заместителем и т.п.), а со времени его отправки. В такой ситуации сутки
выглядят крайне жестким, а возможно и неисполнимым сроком. Особенно, если
учесть, что многие редакции не работают в ежедневном режиме (тогда как
интернет-сайт функционирует круглосуточно).
Конкретизация этого пункта инструкции позволила бы оградить
ведомство от обвинений в стремлении оказывать неправомерное давление на СМИ. Конкретизация
эта могла бы выглядеть двояко:
- либо установления суток на исполнение с момента получения
обращения ответственным лицом (главным редактором или любым лицом, его
замещающим, в соответствии с регистрационными документами);
- либо установлением большего времени на реагирование,
например 5 рабочих дней со дня получения «Обращения» любым сотрудником редакции
(неответственным лицом). (Напомним, что срок реакции госорганов на запросы СМИ
установлен законом в 10 рабочих дней, и почему СМИ на запрос государственным органам
дается время в 10 раз меньшее – необъяснимо).
При этом, мы
понимаем, что существуют ситуации острого конфликта (скажем, аналогичного
конфликту в Кондопоге или Ставрополе), когда высказывания на форуме могут
спровоцировать преступления, в том числе и насильственные. Для подобных случаев
возможно было бы оговорить в приказе Роскомнадзора, что на устранение
недостатков дается 5 рабочих дней, за исключением случаев, когда злоупотребление
свободой слова способно спровоцировать насильственные преступления. В последнем
случае на исправление даются сутки с момента направления «Обращения»…, и это
обращение должно быть направлено тем или иным срочным способом, чтобы
получатель не мог не понимать, что речь идет о чрезвычайной ситуации.