Накануне презентации доклада наш сервер подвергся DDoS-атаке и некоторое время не работал.
Доклад представили его авторы Наталия Юдина и Вера Альперович и директор центра «СОВА» Александр Верховский.
В своем выступлении В. Альперович остановилась на политической активности праворадикалов. Протестные акции, под знаком которых прошел 2012 год, стали яблоком раздора для ультраправого движения. Основные праворадикальные организации увидели в протестах возможность преодолеть свое маргинальное положение и включиться в «большую политику». Неуспех этой тактики заставил часть националистических организаций отречься от протестной активности. Однако большая часть осталась в русле той же стратегии, ориентированной на создание имиджа «респектабельных националистов».
Помимо участия в протестном движении, в 2012 году ультраправые пытались создавать и регистрировать собственные политические партии. Преуспеть в этом удалось пока лишь ранее существовавшим партиям Сергея Бабурина и Дмитрия Рогозина и паре малозначительных групп. Зато националистические настроения в российском обществе в целом заметно окрепли, получив существенную поддержку и на уровне власти, и на уровне оппозиции.
Большинство же рядовых националистов вновь активно заговорило о «белой» (в расистском смысле) революции и силовых методах борьбы за власть. Снова стали проводиться самые разные военно-спортивные мероприятия, возросла агрессивность движения: появилось множество «рейдовых» инициатив ультраправых, чреватых насилием, возросло и количество нападений на «политических» противников.
Н. Юдина остановилась на криминальном аспекте активности ультраправых и озвучила статистические данные центра «Сова». В целом криминальная активность ультраправых в прошедшем году была не ниже, чем в предыдущем. Хотя основной группой жертв ультраправых стали идеологические противники, нападения по этническому признаку не прекратились, жертв среди «этнических чужаков», похоже, оказалось не меньше, чем годом ранее. Праворадикалы выбирали для атак и тех, кто наиболее беззащитен и социально не защищен, увеличилось количество нападений на бездомных. Кроме того, выросло бытовое ксенофобное мотивированное насилие и массовые конфликты с участием людей, относящихся к разным этническим общностям. Такие инциденты праворадикалы пытались политизировать как «межнациональные конфликты» («кондопожская технология»). Пока эти попытки не привели к успеху.
Преследование групп, ориентированных на насильственные действия, в прошедшем году было не столь активно, как ранее, количество приговоров за насилие резко снизилось. Однако наказания в среднем стали строже. В этот период были осуждены члены нескольких неонацистских группировок: «Автономной боевой террористической организации» (АБТО), «Орловских партизан», банды Яна Лютика. За год было вынесено несколько приговоров в связи с беспорядками на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 г. и последующими нападениями. Однако все они являются скорее примером некачественной работы следствия. К таким же примерам можно отнести приговоры по делам о нападениях на антифашистов в Москве и в Самаре.
Весь прошедший год мы фиксировали стремительный количественный рост приговоров за ксенофобную пропаганду. К сожалению, объектами внимания правоохранителей слишком часто становятся те, кого легче обнаружить, а не те, кто представляет реальную опасность. В большинстве случаев речь идет о малоопасных ксенофобах из сети «ВКонтакте», ставящих ссылки на расистские видеоролики в социальных сетях или оставляющих нетолерантные реплики на форумах. Положительным моментом стало то, что наказания за подобного рода деяния чаще всего адекватны содеянному: суды практически отказались от приговоров к лишению свободы «только за слова», с одной стороны, и от условных приговоров – с другой, и основными наказаниями становятся обязательные и исправительные работы.
Еще печальнее ситуация с монструозным Федеральным списком экстремистских материалов, который растет. Документом практически невозможно пользоваться, но он дает самые широкие возможности для злоупотреблений.
В 2012 году активно продолжалась «борьба с экстремизмом» в интернете, количество требований к провайдерам блокировать доступ к тем или иным сайтам или отдельным материалам, признанных экстремистскими, существенно выросло.
Далее докладчики ответили на вопросы журналистов.
Текст доклада опубликован на Полит.ру и на сайте центра "Сова".