Новости по теме

"Перетроллинг": СК РФ возбудил уголовное дело против украинского политолога

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

5 мая 2015 года Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела  по ч. 4 ст. 33 УК и пп. «а», «б» ч. 2 ст. 105 УК (подстрекательство к убийству российских журналистов) и  ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти к социальной группе журналистов) против украинского политолога Юрия Романенко.

Причиной возбуждения дела стало выступление Ю. Романенко в Гарвардском университете и публикация «Как мы в Гарварде об Украине дискутировали», появившаяся 5 апреля этого года на его странице в социальной сети Facebook. По словам самого же Романенко, в своем выступлении он заявил: «ВСУ должны избирательно и тщательно уничтожать российских журналистов, которые освещают ситуацию на Донбассе». Именно эта фраза и вызвала реакцию со стороны российского Следственного комитета.

Дело в целом является правомерным.

Конечно, Романенко на следующий день (в статье «Как Украине нужно разговаривать с Западом») утверждал, что эта фраза была троллингом: «Тогда я не удержался начал жестко троллить американцев, чтобы внести в разговор свежую струю: — Я знаю как решить проблему уменьшения внимания к Украине в западных медиа и вообще вывести проблему использования медиа в современных войнах на первый план. ВСУ должны избирательно и тщательно уничтожать российских журналистов, которые освещают ситуацию на Донбассе». Однако контекст первоначального сообщения в Facebook, как и весь контекст аккаунта Романенко не наводил на мысль о шутливости этого высказывания; судя по его же статье, юмора не поняли и американские собеседники. Поэтому ссылки на невинный троллинг звучат не слишком убедительно.

Напомним, что центр "Сова" выступает за исключение неопределенного термина "социальная группа" из состава "экстремистских" статей УК, однако призывы убивать членов профессиональной группы мы считаем достойными криминализации сами по себе (пусть и не по ст. 282 УК).

С другой стороны, хотя подстрекательские призывы действительно прозвучали, есть несколько сомнений в целесообразности возбуждения уголовного дела.

Заведение таких дел по факту деяний, совершенных за пределами России гражданами других государств, выглядит скорее как имитация деятельности, так как никакого реального расследования и наказания тут быть не может.

После того, как дело было анонсировано, текст Ю. Романенко привлек куда больше внимания, чем мог заслуживать изначально, то есть сам Следственный комитет способствовал распространению призыва, с которым пытается бороться. Кроме того, в ситуации военных действий возбуждать уголовные дела за отдельные фразы, при том что средняя радикальность публичной риторики вырастает во много раз, наш наш взгляд является бессмысленным.

Наконец, обвинение в подстрекательстве к убийству представляется нам явно чрезмерным. Непонятно, кого собственно политолог мог подстрекать в этой ситуации: ведь он выступал не перед представителями Вооруженных сил Украины. А для косвенного подстрекательства через публичное высказывание в УК предусмотрены другие статьи.