30 ноября 2015 года Фрунзенский районный суд города Владимир рассмотрел иск прокуратуры о признании экстремистским граффити, которое некий местный житель Л. нарисовал на опоре моста через реку Клязьма.
Сообщается, что граффити состояло из лозунга «От майдана до Азова Героям Слава, Popeye Mosh Crew, Ще не вмерла Украина» и подрисованных под ним изображений шеврона батальона «Азов», состоящий из надписи «АЗОВ», знака «черное солнце» и знака «вольфсангель».
Как сообщается на сайте суда: «экспертами было установлено, что данные изображения связаны с событиями, происходившими на Украине с декабря 2013 года по настоящее время, имеют прямое отношение к батальону национальной гвардии «Азов», содержатся психологические и лингвистические признаки оправдания действий, совершенных батальоном национальной гвардии Украины «Азов» и его мировоззрения. Содержится положительная оценка бойцов карательного батальона «Азов»; с политической точки зрения публично призывают к осуществлению на территории РФ такой же деятельности как на Украине, т.е. террористической деятельности, а также насильственному свержению власти и изменению конституционного строя РФ; в изображении эмблемы батальона (шеврон «Азов») использованы знаки и символы нацистской Германии и Третьего рейха».
Суд удовлетворил иск прокуратуры и признал граффити экстремистским.
С точки зрения Центра «СОВА» данное решение является избыточным и непонятным по смыслу.Во-первых, батальон «Азов», в отличие от, например, «Правого сектора», не был признан в России экстремистской организацией, а значит, юридическая оценка действиям этого подразделения дана не была. Поэтому не очень понятно, на каком основании эксперты называют деятельность «Азова» террористической, как непонятно и то, из чего делался вывод, что, прославляя «Азов», житель России «призывает к изменению конституционного строя РФ».
Во-вторых, как справедливо отмечается на сайте суда, знаки «вольфсангель» и «черное солнце» являются символикой, которую использовала нацистская Германия. Это значит, что она уже запрещена в России.
В-третьих,
признание экстремистским некого целого вовсе не означает, что экстремистским
после этого признаны и отдельные части этого целого. Из этого следует, что
лозунг «От майдана до Азова Героям Слава», который вероятно и беспокоит
правоохранителей больше всего, все равно после этого решения суда не может
считаться экстремистским без своих «соседей» по запрету.
Федеральный список экстремистских материалов был задуман, чтобы
собрать перечень неких материалов, запрещенных к распространению,
которые создавались для массового зрителя/читателя/слушателя. Например
книг, открыто пропагандирующих расистские теории. Исходя из этого,
совершенно непонятно зачем в список добавлять граффити, нарисованное
не понятно кем и не понятно где, которое и так никто не будет
распространять.
О существовании этого граффити вряд ли вряд ли вообще бы стало известно широкому зрителю, если бы не судебное решение.