Следственный комитет объявил о прекращении преследования жительницы Барнаула, дело которой приобрело особый резонанс в 2018 году.
10 января 2019 года СУ СК по Алтайскому краю сообщило о прекращении уголовного дела Марии Мотузной из Барнаула, которая обвинялась в унижении достоинства группы лиц, выделенной по признаку расы (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК). Это произошло после частичной декриминализации ч. 1 ст. 282 УК.
О деле Мотузной стало известно в июле 2018 году, его рассмотрение в суде началось в августе. Ей поставили в вину публикацию в соцсети "ВКонтакте" изображений, на одном из которых Иисус Христос пускает сигаретный дым через отверстие в ладони, а на другом крестный ход по разбитой дороге сопровожден подписью "Две главные беды России". Экспертиза выявила в этих картинках "лингвистические, психологические и религиоведческие признаки выражения неуважения к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих". В двух других изображениях еще одна экспертиза выявила лингвистические признаки "унижения представителей негроидной расы" и "пропаганды превосходства европеоидной расы над негроидной".
В октябре 2018 года, после принятия нового постановления пленума Верховного суда России о рассмотрении дел экстремистской направленности, дело Мотузной было возвращено в прокуратуру, после чего в СК сообщили, что следствие будет продолжено. Сама Мотузная, находившаяся под подпиской о невыезде, с разрешения следователя уехала в Москву, после чего покинула Россию, однако не была объявлена в розыск.
Мы отмечали, что уголовное преследование за публикацию упомянутых картинок на религиозную тематику было неправомерным в принципе, поскольку они не содержали никаких агрессивных призывов, а понятие понятие "оскорбление чувств верующих", введенное в состав ст. 148 УК, с нашей точки зрения, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла и должно быть исключено из законодательства. Что касается расистских картинок, опубликованных Мотузной, то, поскольку они не содержали призывов к противоправным действиям, мы также сомневались в том, что их публикация заслуживала преследования в уголовном порядке. С нашей точки зрения, унижение достоинства группы лиц, включенное в состав ст. 282 УК, заслуживает полной декриминализации, поскольку соответствующие деяния не представляют значительной общественной опасности.