7 июля 2010 года
Государственная Дума во втором и сразу в третьем чтении приняла законопроект, инициированный
депутатами М.Гришанковым и Ю.Зеленским, вносящий, в частности, поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Подавляющее большинство этих поправок
касается ст.6 закона – «Операции с денежными средствами или иным имуществом,
подлежащие обязательному контролю» - в части устанавливающей основания для
формирования перечня физических лиц и организаций, чьи денежные и имущественные
операции подлежат обязательному контролю.
Наиболее
принципиальным изменением, предлагаемым в законопроекте, является внесение в
закон нормы о возможности исключения из указанного перечня организаций и
физических лиц, в отношении которых существовало, но отпало подозрение в
причастности к экстремистской и террористической деятельности. Действующая редакция закона такой нормы закон
не предусматривает вовсе, что, в сочетании с абсолютной закрытостью списка, могло
порождать и порождало противоправные коллизии. Так, в частности, известна история Владислава
Баранова, неправомерно обвиненного в подготовке покушения на Валентину
Матвиенко, оправданного судом, но получавшего отказы на обслуживание в
банках. Основания для исключения из «перечня террористов и экстремистов»
зеркально повторяют основания для включения в этот список (отмена судебного
решения, отмена постановления прокурора, прекращение уголовного дела и т.п.).
Вторым принципиально
важным изменением, на наш взгляд, является закрытый список статей Уголовного кодекса,
преследование по которым влечет попадание в «Перечень». Текущая редакция этого списка
не содержит, ограничиваясь абстрактным упоминанием «причастности к
экстремистской деятельности и терроризму» и «преступлениям террористического
характера». Напомним, понимание правоохранительных органов терминов «преступления
экстремистской направленности» и «преступления террористической направленности»
чрезвычайно широко и включает в себя более трех десятков статей УК РФ. Предлагаемые
поправки предлагают ограничиться следующими статьями УК РФ:
- 205 (террористический
акт),
- 205-1 (содействие
террористической деятельности),
- 205-2 (публичные
призывы к терроирстической деятельности или публичное оправдание терроризма),
- 206 (захват
заложника),
- 208 (организация
незаконного вооруженного формирования или участие в нем),
- 211 (угон судна
воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава),
- 220 (незаконное
обращение с ядерными материалами),
- 221 (хищение
ядерных материалов),
- 277
(посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля),
- 278
(насильственный захват власти),
- 279 (вооруженный
мятеж),
- 280 (публичные
призывы к экстремистской деятельности),
- 282 (возбуждение
национальной ненависти),
- 282-1 (организация
и участие в экстремистском сообществе),
- 282-2 (участие в
организации, признанной судом экстремистской)
- 360 (нападение на
лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).
При этом список не включает в себя статей УК, карающих за насильственных преступления по мотиву ненависти, хотя бы тяжких и особо тяжких. И это, безусловно, недостаток законопроекта.
При этом список не включает в себя статей УК, карающих за насильственных преступления по мотиву ненависти, хотя бы тяжких и особо тяжких. И это, безусловно, недостаток законопроекта.
Кроме того,
законопроект предусматривает частичную публикацию «перечня террористов и
экстремистов», попавших в него по следующим основаниям:
- вступившее в законную силу решение суда
Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи
с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;
- вступивший в законную силу приговор суда
Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из
преступлений, предусмотренных статьями 205, 205-1, 205-2,
206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282-1, 282-2
и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- решение
Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или
федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации
(его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности
организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении
организации к ответственности за экстремистскую деятельность;
- составляемые международными организациями,
осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и
признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц,
связанных с террористическими организациями или террористами;
- признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.