Новости по теме

Подписан пакет законов о треш-стримах

Меры по борьбе с треш-стримами и прочими случаями изображения «противоправных» действий предполагают уголовную и административную ответственность. Блокировками будет заниматься Генпрокуратура.

8 августа 2024 года президент подписал пакет законов о запрете треш-стримов и ответственности за них.

Соответствующие законопроекты были внесены в Думу в декабре 2023 года и приняты в первом чтении в январе–феврале 2024 года. 30 июля Госдума приняла их во втором и третьем чтениях, а 2 августа законы одобрил Совет Федерации.

Первый из новых законов вводит в Уголовный кодекс отягчающее обстоятельство (п. «т» ч. 1 ст. 63 УК), сформулированное как «совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть “Интернет”)».

Аналогичная формулировка вводится как квалифицирующий признак целого ряда составов умышленных насильственных преступлений. Она будет добавлена в:

  • ч. 2 ст. 105 (убийство),
  • ч. 2 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
  • ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
  • ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
  • ст. 116 (побои),
  • ч. 2 ст. 117 (истязание),
  • ч. 2 ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью),
  • ч. 2 ст. 126 (похищение человека),
  • ч. 2 ст. 127 (незаконное лишение свободы),
  • ч. 2 ст. 127.2 (использование рабского труда).

При этом в большинство вышеперечисленных норм внесена еще и возможность назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Такая возможность появляется и в случае применения других квалифицирующих признаков, упомянутых в этих нормах. Исключения составляют ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 119 (которая и ранее предусматривала такое дополнительное наказание), ч. 2 ст. 126 и ч. 2 ст. 127.2 УК (по которой лишение права может быть назначено на срок до 15 лет).


Второй закон вводит запрет в сфере массовой информации, а именно новую часть 12 ст. 13.15 КоАП. Ко второму чтению законопроекта ее диспозиция претерепла изменения, в итоговом варианте она звучит так: «Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет” информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния».

Санкции, предусмотренные этой статьей, по сравнению с первым чтением законопроекта были изменены и утверждены в следующем размере: от 50 до 100 тысяч рублей для граждан; от 100 до 200 тысяч — для должностных лиц, от 800 тысяч до миллиона — для юридических лиц. Во всех случаях также предусмотрена конфискация оборудования, использованного для изготовления запрещенных материалов.

Новая часть статьи сопровождается важным примечанием о том, что она не распространяется на «произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую, художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных средств массовой информации, а также на фото-, видеоматериалы, которые предназначены для использования в научных или медицинских целях либо изучение которых предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами». Уточняется также, что под хулиганскими побуждениями понимается «совершение в целях нарушения общественного порядка правонарушения, выражающего явное неуважение к обществу».

Полномочиями по составлению протоколов по ч. 12 ст. 13.15 КоАП наделяется полиция.


Третий закон касается блокировок в интернете. Он претерпел наиболее значительные изменения по сравнению с первым чтением, причем в него была включена масса поправок, вообще не касающихся треш-стримов (о них читайте в отдельной новости).

Закон вводит запрет на распространение «информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающей явное неуважение к обществу, содержащей изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемой из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений».

При этом первоначально предполагалось, что треш-стримы и аналогичные материалы будут блокировать во внесудебном порядке путем включения их Роскомнадзором в Единый реестр запрещенных сайтов (ст. 15.1 федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Однако в итоговой версии закона блокировки будут осуществляться по требованиям Генпрокуратуры (по ст. 15.3 ФЗ «Об информации...»).

Эти материалы должны будут также самостоятельно выявлять соцсети (п. 5 ч. 1 ст. 10.6 того же закона). Подобная информация будет считаться запрещенной к распространению среди несовершеннолетних (ч. 2 ст. 5 закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).


Мы по-разному оцениваем подписанные законы. Поправки к УК мы поддерживаем: публичная демонстрация насилия вполне может или даже должна рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Новая статья КоАП и нормы о блокировках вызывают сомнения из-за того, что в них используются формулировки, не имеющие четкого определения в законе, что чревато расширительным усмотрением суда и прокуратуры. В особенности это касается признака «иные низменные побуждения», до сих пор использовавшегося лишь в двух статьях УК, правоприменительная практика по которым небольшая. Неясно также, кто и как будет определять ценность произведений науки, литературы, искусства в быстром судебном разбирательстве по делу об административном правонарушении. А поправки о блокировках вообще не предполагают исключений для произведений науки, искусства, материалов СМИ и т. д., что тем более — с учетом других размытых формулировок — грозит необоснованными ограничениями распространения информации в интернете. Напомним, что мы в целом выступаем против внесудебных блокировок материалов в сети, поскольку она приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. На несоответствие российского законодательства об интернет-блокировках требованиям Европейской конвенции о правах человека и его произвольное применение ранее неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), однако с тех пор это законодательство только расширялось и ужесточалось.


Ссылки на данную статью [1]