Ранее правительство предложило считать экстремистские сообщества, за создание которых вынесены приговоры, экстремистскими организациями.
23 июля 2025 года президент подписал три закона, меняющих законодательство в области запрета деятельности экстремистских организаций.
На рассмотрение в нижнюю палату парламента поправки внесло правительство России 6 февраля 2025 года. 1 апреля законопроекты были приняты в первом чтении. Ко второму чтению в них были лишь внесены незначительные изменения технического свойства. 15 июля Госдума приняла законы во втором и третьем чтениях, на следующий день их утвердил Совет Федерации.
Первый из принятых законов внес поправки в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». До сих пор понятие «экстремистская организация» по закону распространялось на такие объединения и организации, которые запретил суд соответствующим решением. Теперь же экстремистскими организациями будут считать также и экстремистские сообщества — после вступления в законную силу приговора суда по ст. 282.1 УК за создание такого сообщества, руководство им или участие в нем. Напомним, по ст. 282.1 УК экстремистским сообществом называется «организованная группа лиц», созданная «для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности», то есть преступлений по мотиву ненависти.
Соответственно, в перечень экстремистских организации тоже будут попадать двумя путями: как на основании отдельных вступивших в законную силу решений об их запрете, так и на основании вступивших в силу приговоров по ст. 282.1 УК. Для этого в законе было закреплено положение, согласно которому приговоры по ст. 282.1 УК — как и решения о запрете организаций — суды должны будут направлять в Минюст в пятидневный срок после вступления решения в законную силу или возврата из апелляционной инстанции. В отличие от действовавшей ранее редакции закона, в новом варианте Минюст должен будет публиковать описание символики запрещенных организаций только «при наличии» таковой (отметим, впрочем, что на практике описания символики до сих пор и не публиковались).
Отдельный закон изменил диспозицию ст. 282.2 УК. Ранее условием привлечения к ответственности по этой статье служило только вступившее в законную силу отдельное решение о запрете организации. Теперь же в ст. 282.2 УК указали, что ответственность по ней следует за причастность к организации, «которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана экстремистской» — по любому из двух вышеописанных оснований.
Включенное в этот же закон уточнение к ч. 2.2 ст. 393 УПК позволяет судам отправлять в Минюст копии обвинительных приговоров.
Корреспондирующие поправки внесены также в закон «О СМИ» и в ч. 2 ст. 13.15 КоАП о необходимости указания статуса экстремистской организации в СМИ.