23 сентября 2005 г. "Ставропольская правда" опубликовала статью Александра Белуза "Фюреромания", в которой дается обзор неонацистских акций и проявлений радикального национализма в целом в крупнейших городах края. К сожалению, в статье не указаны даты событий, однако скорее всего, все описанные автором случаи произошли в 2004 или 2005 г. Даты некоторых событий нам удалось восстановить самим.
Автор отмечает, что в крае очень сильны неонацистские настроения как таковые. В частности, он рассказывает о неонацистской вечеринке, устроенной в честь своего дня рождения крупным ставропольским бизнесменом: "Вход - свободный. Инициатор - не голодный маргинал, а вполне сытый, даже пресытившийся крупный бизнесмен, решивший по случаю своего дня рождения устроить грандиозный сабантуй со свастикой. В окружении которой и отрывалась на полную катушку продвинутая молодежь. В тот вечер фашизм был модным. И не опасным. Но поговаривают, что этот ставропольский новый русский по-настоящему симпатизирует Адольфу Шикльгруберу и даже собрал вокруг себя некий кружок по интересам - местный фан-клуб мирового убийцы".
"Примерно половина ставропольских бойцовских клубов [открыто] проповедует национализм. Сотни пареньков качают мускулы, чтобы, как они говорят, "защитить Россию от нерусских"" , - отмечает А.Белуза. И они готовы (хотя пока и редко) к демонстрации своей силы. Например, 18 апреля 2004 г. во время всероссийской антинацистской флэш-моб-акции около десятка ""бритоголовых", стояли в стороне, наблюдали, как участники акции возлагают к Мемориалу вечной славы цветы и зачеркнутую свастику".
И уж конечно, как и в остальных российских регионах, в ставропольском крае постоянно появляются неонацисткие граффити. В Ставрополе это подземные переходы, в Невинномысске - проспект Мира, в Кавминводах железнодорожная магистраль Минеральные Воды - Кисловодск.
При этом, по оценке председателя краевого центра общественных инициатив "Альтер Вита" Константина Вишневского, количество "идеологических бойцов", убежденных неонацистов в крае все же не много (это и фашисты, и русские национал-шовинисты, и скинхеды). Он считает, что местные неонацисты - это "обкурившиеся анаши скинхедки" и скинхеды, призывающие "Славянка! Русская честь дороже кавказских денег" или "Помни: ты русский!" , и нападающие на девушек, поддерживающих отношения с уроженцами Кавказа. При этом, по его мнению, ставропольское скин-движение активно подпитывается извне (например, литература в Ставрополь приходит из Ростова-на-Дону).
Традиционно отрицают наличие организованных национал-радикальных групп и правоохранительные органы. В частности, начальник управления по обеспечению деятельности Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края Василий Бельченко считает, что профашистски настроенной молодежи на Ставрополье нет, а "проявления национализма существуют только в виде бытовых конфликтов на почве пьянства".
А.Белуза отмечает, что в крае существуют и антифашисты (как левацкие, "увлекающиеся "наскальной живописью"" и пишущие "на тех же стенах, где нарисована свастика, они пишут все, что думают о "гитлеровских" художниках. Простым и понятным, но непечатным языком", так и более "цивилизованные", которые наряду с закрашиванием свастик занимаются просветительской деятельностью). Однако в последние годы в крае наблюдается спад антифашистской активности. Произошло это после того, как во второй половине 1990-х гг. на Ставрополье РНЕ чуть было не выиграло суд у местных журналистов по поводу антифашистской публикации (имеется в виду знаменитое дело ставропольского РНЕ против журналистки "Ставропольской правды" Галины Туз, опубликовавшей 26 апреля 1995 г. статью "Ненависть к фашизму у россиян в крови?". Подробности см.: Ставропольское дело // Фонд защиты гласности. 2000).
Комм. Отметим, что, к сожалению, автор статьи, уподобляясь большинству официозных журналистов, называет наиболее активной неонацистской группировкой Ставрополья местное отделение НБП, а "РНЕ-Пору" прямо ассоциирует с украинской "оранжевой революцией". Второе утверждение просто не соответствует действительности. Что касается НБП, мы уже не раз подчеркивали, что организация крайне неоднородна по своему составу, однако конкретно ставропольское отделение НБП в неонацистских выходках не замечено. Сами ставропольские нацболы потребовали от газеты опровержения, направив в редакцию соответствующее заявление.