В октябре 2005 г. фонд "За гражданское общество" опубликовал второй сборник региональных докладов, посвященных проявлению национал-экстремизма и дискриминации в России в 2004 г.
Практически во всех опубликованных докладах особенно отмечалось наличие в российских городах ксенофобных граффити и распространение национал-радикальных листовок.
Рязань
В докладе Софии Ивановой приводятся наиболее типичные лозунги, некоторые из которых по несколько лет "красуются" на стенах домов Рязани.
Практически все подобные лозунги сопровождаются изображением стилизованных свастик, кельтских крестов и т.п. символики национал-радикалов.
Одна из надписей, отмечает С.Иванова, "стала для города в каком-то смысле - "образцово показательной" - это мост-путепровод на Первомайском проспекте Рязани, в самом центре города.
Буквально на следующий день после того, как 6 апреля 2004 г. Рязанская Школа прав человека провела акцию "Чистый город" (активисты организации закрашивали фашистские свастики) на заборе в самом центре города на ещё не просохшей свежей краске нацистский символ появился вновь. После обращения активистов Школы в городскую администрацию на центральных улицах города свастики исчезли, но вновь ненадолго.
Отмечается, что еще в одном месте молодежных "тусовок" у летней эстрады в парке за Филармонией надписи типа "Бей негров, белая гордость!", "Смерть чуркам" и т.п. были ликвидированы коммунальными службами города только после вмешательства прокурора Советского района Юрия Монахова.
Еще одна ксенофобная надпись уже долгое время "красуется" напротив Управлением по делам образования, науки и молодёжи администрации г. Рязани, т.е. учреждения, прямо отвечающего за реализацию программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе" в городе.
При этом С.Иванова отмечает, что в 2004 г. отмечено и стихийное противодействие подобным надписям. Это, в частности, случай, когда двое горожан закрасили свастику на стене торгового павильона, мотивируя это следующим образом: "Наши отцы в борьбе с фашизмом кровь проливали, а у нас тут... Стыдно..." (в сопровождении ненормативной лексики).
Псков
В обзоре Анны Ваниной отмечается, что и в областном центре, и во многих районных центрах области на улицах можно встретить стилизованные свастики. В последнее время подобные "рисунки" все чаще можно встретить и в поселках области.
Если стилизованная нацистская символика распространена повсеместно, то антисемитские и антикавказские надписи более свойственны городам Псковской области. Как правило, отмечает А.Ванина, эти надписи во-первых, обновляются радикалами, а во-вторых, не уничтожаются городскими службами.
Единственный случай массового уничтожения надписей в городе Пскове городскими службами произошел летом 2003 года, накануне празднования юбилея города. Но подобные надписи появились снова почти сразу и в тех же местах.
Нацинал-радикальные листовки в регионе в основном распространяет Русское национальное единство.
Казань
В Казани, как и в остальных городах России, фашистская свастика также временами появляется на стенах зданий и заборах. Распространение ее не зависит от "престижности района" - подобные "художества" есть и в центральных и в спальных районах города.
Примеры 2004 г. - надпись "Чуркам смерть!" на ул. Баумана, одной из центральных улиц города Казани. Из других примеров - лозунги "Татар в Монголию" и "Слава России", сопровождаемые свастиками.
А вот распространения листовок и стикеров этнанационалистического характера, по наблюдениям автора доклада Гузели Давлетшиной в Казани в 2004 г. не наблюдалось.
Пермь
В Перми активность уличных "художников"-неонациостов примерно равна активности их идеологических противников-антифашистов. В результате стены города становятся местом настоящих художественных "боев". "Выглядит это так. На стене появляется свастика, призыв "бить хачиков" или что-либо подобное. Через короткое время либо текст оказывается зачеркан до невозможности его прочитать, либо радом появляются надписи антифашистского характера".
Впрочем, как отмечает автор доклада Михаил Плаксин, "количество таких "граффитических битв" достаточно невелико. В центральных районах миллионного города автору удалось отыскать их около десятка".
Практически нет в Перми и националистических листовок. Автору удалось найти всего два образца, небольшого формата, в нелюдных частях города. В отличие от прошлых лет, листовки не содержади ни выходных данных, ни контактных телефонов, ни указания на место сбора националистов.
Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России. Сборник докладов. М.: Фонд "За гражданское общество". 2005