В апреле 2008 года началось формирование консультативного совета при петербургском уполномоченном по правам человека. В числе прочих приглашение войти в этот совет получил и известный петербургский антисемит, член Оргкомитета петербургского Русского марша и лидер одной из праворадикальных организаций города Роман Перин - в качестве главного редактора бюллетеня "Тюрьма".
Напомним, что Р.Перин неоднократно становился объектом внимания прокуратуры в связи с заявлениями и публикациями националистического (в первую очередь антисемитского и антикавказского) характера, однако ни разу разбирательства не приносили сколько-нибудь значимых результатов.
Показателен комментарий омбудсмена Игоря Михайлова, данный им в ответ на недоумение, выраженное по этому поводу одним из петербургских правозащитников Русланом Линьковым.
И.Михайлов, в частности, заявил, что называть кого-либо националистом до вынесения приговора суда — "некорректно и оскорбительно... Национализм — довольно серьезное обвинение, и оно требует доказательства". Заявление это, на наш взгляд показывает, что омбудсмен либо делает вид, либо действительно не понимает разницы между уголовным обвинением в возбуждении ненависти (в т.ч. по признаку национальности) и оценкой взглядов (националистических, либеральных и т.п.) того или иного человека.
Кроме того, И.Михайлов заявил, что "не имеет права отказывать кому-то в сотрудничестве или помощи на основании того, что, по моему мнению, он является "националистом"", что показывает, что он не понимает еще и разницы между оказанием помощи в разрешении ситуации с нарушением прав человека (этих нарушений не должно допускать ни к кому, в т.ч. и к националистам) и сотрудничеством, т.е. сознательным, публичным и, в случае подбора консультантов, добровольным выбором партнеров по совместной работе.
Со своей стороны подчеркнем, что подобное добровольное сотрудничество, на наш взгляд, не только дискредитирует петербургского омбудсмена, но и способствует легитимации националистической пропаганды Р.Перина и его изданий в глазах общественного мнения. Кроме того, "статусность" представительства при омбудсмене (какой бы эфемерной она ни была) создает механизмы лоббирования интересов националистических групп.