11 июля 2009 года в Москве состоялся II съезд Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Как было заявлено в анонсах, на съезде планировалось избрать новый состав Национального совета организации, а также внести поправки в Устав и Программу ДПНИ.
Еще во время подготовки съезда было объявлено, что правом голоса на съезде будут обладать "все координаторы очагов ДПНИ" (напомним, "очаг" в терминологии организации - первичная структура, включающая в себя не менее 3 человек, причем не обязательно - формальных членов) вне зависимости от того, приедут они на съезд или нет. Для участия в съезде необходимо было лишь обозначить существование "очага". В результате на съезде очно присутствовало 34 делегата и еще 12 зарегистрировались заочно - т.е. существование подтвердили всего 46 "очагов", несмотря на то, что формально организация заявляет о своем существовании в 66 (!) регионах России (причем предполагалось, что в некоторых регионах существует не по одному "очагу".
Отметим, что такой подход сам по себе был нарушением Устава организации, который предусматривает, что правом голоса обладают только крупные (не менее 36 человек в подчинении) отделения и косвенно подтверждает резкое сокращение численности организации по сравнению с периодом первого съезда (12 июня 2008 года).
В Национальный совет было предложено 11 кандидатур, избрано 8, и по сравнению с предыдущим составом из 10 человек, НС несколько изменился. От первого состава в него вошло только 5 человек: Владимир Басманов (Поткин) (Москва), Владимир Ермолаев (Московская область), Семен Пихтелев (Петербург), Владимир Тор (Владлен Кралин) (Москва), Антон Сусов (Тверь). "Новичками" в руководстве ДПНИ стали Олег Иванов, заменивший в совете бывшего представителя ДПНИ-Нижний Новгород Владимира Фалина, Денис Тюкин (Кировская область), Олег Архипов (Волгоград). Не были избраны Николай Колесов (Рязань), Игорь Москвин (Челябинск) и находящаяся под судом по ст. 282 УК Софья Будникова (ДПНИ-Курск),.
В Суд чести вошли Сергей Сташевский, Петр Лунин, Федор Сапожников, Вадим Ямаев, Антон Северный (все - Москва).
Из программы партии был исключен откровенно нацистский пункт о "принудительной стерилизации (лишения способности к деторождению) лиц, страдающих неизлечимыми заболеваниями, не позволяющими им родить и воспитать физически и психически полноценных детей", и добавлены пункты с требованиями исключения из УК РФ ст. 282 и "прекращении травли" представителей гражданского общества со стороны Департамента МВД по борьбе с экстремизмом.
Какие именно изменения были внесены в Устав ДПНИ, неизвестно.
Кроме формальных изменений, произошедших на съезде, отметим две вещи.
Во-первых, несмотря на формальную отставку Александра Белова с руководящих постов ДПНИ, он явно продолжает рассматриваться членами организации как реальный лидер, который просто пережидает период ограничений, связанных с уголовным преследованием.
Во-вторых, был широко растиражирован призыв А. Белова к членам движения "сделать имидж ДПНИ менее опасным в глазах общественности". В связи с этим стоит напомнить о том, что декларации о переходе к "респектабельному национализму европейского типа" делались уже на первом съезде организации.
На съезде в качестве гостей присутствовали представители Русского общественного движения (РОД) в лице Наталии Холмогоровой, НПФ "Память" в лице Георгия Боровикова, а также представители Национал-большевистской партии (отметим, что возрождение сотрудничества НБП с ДПНИ становится все более очевидным).
16 июля Национальным совет ДПНИ II cозыва избрал нового председателя НС ДПНИ. Им стал Владимир Ермолаев. Тогда же главой Центральной управы ДПНИ избран Владимир Басманов.
По материалам праворадикальных сайтов