25 ноября "Российская газета" опубликовала статью Андрея Колесникова "Русичи" идут", в которой автор в очередной раз выражает озабоченность тем, что ксенофобия не только не пресекается, но и поощряется государством.
Поводом к написанию статьи стало решение Тимирязевского суда Москвы по делу В.Корчагина. А.Колесников считает очень символичным, что фактически приговор издателю-антисемиту был вынесен одновременно с приговором физику В.Данилову, осужденному за шпионаж. Два этих решения, по мнению автора, прекрасно отражают приоритеты современного российского правосудия и государства.
В связи с решением по "делу Корчагина" неизбежно встает вопрос о практике применения антиэкстремистского законодательства 2002 г. И о борьбе с экстремизмом в целом;: "Еще когда его утверждали (имеется в виду Закон "О противодействии экстремистской деятельности" - ред.), было совершенно очевидно, что он содержит "мертвые" нормы. Дело в том, что существовавшей на то время и существующей сейчас законодательной базы вполне достаточно для того, чтобы фашисты, нацисты, крайние националисты, призывающие к расправам и даже посягающие на основы конституционного строя, сидели в тюрьме. Бездействие прокуратуры и судов оправдывалось недостаточностью правовых инструментов для наказания ксенофобов и "консервативных революционеров". Последние события еще раз доказывают: это было не бездействие, а сознательное потворство и искреннее сочувствие околофашистским персонажам".
Дела, аналогичные корчагинскому длятся годами, и мало когда приводят к ощутимым результатам "Обвиняемые и ответчики, националисты и ксенофобы просто купаются в симпатии судей и прокуроров, выносящих оправдательные приговоры, отказывающих в удовлетворении исков или в возбуждении уголовных дел. Право, уголовное или гражданское, к подобного рода процессам не имеет никакого отношения, потому что речь идет о произвольной и намеренно неверной интерпретации норм. А сама интерпретация - это большая политика. Политика сочувствия и сознательного культивирования безнаказанности ультранационалистов, православных или, наоборот, "языческих" фундаменталистов, нацистов, в "коловрате" которых подслеповатые суды никак не могут разглядеть свастику".
Сложность в привлечения к ответственности этно-националистов, фашистов разных мастей при "размытости" правовых понятий ведет к тому, что правоприменительная практика становится инструментом большой политики: "Поскольку наше правосудие в последнее время все больше ориентируется на прецеденты, то решение Тимирязевского суда Москвы можно считать юридическим ориентиром, дающим внятный сигнал: сажать за национал-социализм, за ультранационализм в нашей стране нельзя". А.Колесников убежден, что происходит это не из-за судебных ошибок, а потому, что "идеи "корчагинцев" становятся во все возрастающей степени электорально привлекательными".
Мнение А.Колесникова о том, что приговор В.Корчагину станет прецедентным для дальнейшего рассмотрения аналогичных дел разделяет и правовой эксперт Центра экстремальной журналистики Борис Пантелеев.