В октябре-ноябре 2004 г. "Московский комсомолец" опубликовал серию из девяти статей Гавриила Попова "К вопросу о праве наций на самоопределение", в которых бывший мэр Москвы выступил как "защитник прав русской нации".
В этом цикле последовательно и наукообразно была рассмотрена национальная политика России на протяжении нескольких веков, проведен анализ современного зарубежного опыта решения национальных проблем.
В заключительной статье, опубликованной 30 ноября 2004 г., на основании всего ранее сказанного, автор делает вывод о том, что нынешняя национальная политика России не создает условий для межнациональной интеграции и для национального развития одновременно, а, следовательно, способствует росту сепаратистских и ксенофобных настроений. Это происходит по нескольким причинам.
"Первое. Главным в России признано национально-территориальное деление. Эти территории не совпадают с нациями, а сами нации распределяются по всей стране.
Второе. Национально-территориальная структура исходит из принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации. В итоге для одних очень много, для других очень мало.
Третье. В национальной политике не обеспечено особое, ведущее положение русского народа как главного носителя интеграции, ее опоры, ее скелета.
Четвертое. При слабости носителя интеграционного начала рано или поздно появятся в Российской Федерации субъекты, желающие из нее выйти".
В связи с этим, Г.Попов предлагает свою концепцию национальной политики современной России, которая должна базироваться на следующих постулатах.
Первое: "Россия - единое государство. Не Российская Федерация, а Великороссия. Все жители страны - прежде всего великороссы. И уже затем представители отдельных наций. В Великороссии образуются 20-30 земель ("штатов"). В Великороссии утверждаются четыре государственных языка: русский, украинский, белорусский и татарский".
Второе: "Объединяющим началом Великороссии является русский народ. Он должен быть привлекательным и притягательным для всех других наций во всех отношениях. Он должен развиваться так, чтобы не отталкивать, а объединять, "впитывать" другие нации. Не камень, а губка".
Третье: "Гарантируется полная национально-культурная автономия каждой нации в России. Равноправие каждой автономии. Граждане любой нации в любой части России должны быть "дома".
При этом, в отличие от Михаила Юрьева, который наряду с "государствообразующей ролью русского народа" стремится утвердить такую же роль православия, Г.Попов выступает за светское государство, по образцу Франции. Поскольку "государственное православие" способствует лишь размежеванию русского с остальными - неправославными - народами России, у которых чувство отчужденности может перерасти в сепаратизм.
Одновременно с постулатами национальной политики, Г.Попов предлагает свое видение участия национальных меньшинств в управлении государством: в виде национально-культурных автономий (НКА).
Основой НКА должны стать землячества - общественные организации, в пользу которых тем не менее должен взиматься специально введенный налог. Членство в землячестве должно быть добровольным, однако налог, взимаемый с граждан обязателен для всех.
Эти общественные организации станут основой для неких структур, видимо, государственных органов (по крайней мере, это вытекает из особо оговоренного статуса землячеств как общественных организаций):
"Землячества одной нации объединяются по вертикали: в землячества регионов, а затем в землячество всей России. Общероссийский совет данного землячества расположен в Москве.
Палаты национальностей. При каждом представительном органе власти - от Дум городов и регионов вплоть до Федерального Собрания Российской Федерации - из представителей землячеств образуются палаты национальностей.
В Москве при Федеральном Собрании создается общероссийская палата национальностей из представителей общероссийских советов всех землячеств.
В Конституции России надо предусмотреть, какие вопросы требуют согласований с палатами национальностей, а какие без их согласия вообще не могут решаться".
По мнению Г.Попова, "появление землячеств будет означать переход руководства нацией к общероссийскому совету землячества. И будет означать утрату лидерских позиций руководителями национально-территориальных структур - это уступка не нациям, а бюрократии".
Автор предвидит, что такая концепция национальной политики может вызвать дискуссию, однако настаивает на том, что "нет другой мирной перспективы для национального развития России, чем новая национальная политика с ее тремя опорами: единая Великороссия, русская нация как опорный ее скелет и национально-культурные автономии для всех народов страны".
Комм. На наш взгляд, тема "России как государства русского народа" стала в последнее время обсуждаться существенно чаще, чем раньше. Только за последние несколько недель своими мыслями на эту тему поделились М.Юрьев, Г.Попов, Павел Святенков, не говоря уже о фракции "Родина", которая сделала этот вопрос одним из ведущих в своей политической кампании.
Статьи Г.Попова публиковались в "Московском комсомольце" 11, 18, 25 октября, 1, 9, 15, 23 и 30 ноября. Часть из них размещена на портале "ЦентрАзия".