Новости по теме

Александр Дзасохов о преодолении ксенофобии

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

19 января 2005 г. "Российская газета" опубликовала статью президента Северной Осетии Александра Дзасохова "Российский национальный проект: Ответ на угрозы ксенофобии и терроризма", в которой автор рассматривает проблему роста "внутренней" ксенофобии, обращенной к целым этническим и конфессиональным категориям граждан России", опираясь на "исторически важные и актуальные заявления президента России" и считая главными инструментами преодоления ксенофобии в стране не правозащитные организации, "чья активность в сфере межэтнических отношений до сих пор не может освободиться от былых диссидентских клише", а государственные органы и партии. (Ср. с высказываниями Михаила Гришанкова)

По мнению А.Дзасохова, ксенофобию провоцируют сегодня два процесса - война в Чечне и миграционные процессы (отметим, что военные действия в Чечне президент Северной Осетии рассматривает в первую очередь, как процесс сугубо внутриполитический, отвергая таким образом риторику о международном терроризме).

Реакция россиян на трагедию в Беслане показывает, что рассуждения о необходимости и, главное, возможности создания гражданской нации россиян, преодолевшей межэтнические и межконфессиональные разногласия - не пустой звук.

Однако государство не только не может на основе проявлений подобной консолидации выработать грамотную политику, но и своим бездействием, отсутствием ясно выраженной реакции на открытые, зачастую насильственные, проявления ксенофобии, упускает эту возможность: "Уже не раз возникает вопрос: осознается ли очевидный рост фобий и этнически сфокусированного насилия в стране как серьезная угроза, или же проявления ксенофобии и криминальные выходки "бритоголовых" трактуются как молодежные издержки национального "возрождения" и "консолидации"? Осознается ли, что эти выходки подрывают саму несущую конструкцию российского национально-государственного проекта как многоэтничного целого? Почему сегодня на уровне ряда региональных властей можно встретить политику игнорирования самой проблемы роста ксенофобии и невольную лояльность к ее проявлениям?"

"Убежден,
- продолжает А.Дзасохов, - в том, что ксенофобия, в любой ее форме и направленности, должна быть объявлена угрозой для национальной безопасности страны и получать должный властный отпор, столь же решительный, каким стало противодействие террористической и сепаратистской угрозе".
Отпор этот должен исходит от всех структур российского общества.

Политики, например, должны перестать "строить Россию как худо-бедно устойчивый конгломерат регионов и оставшееся после распада СССР соединение народов в границах РФ". Современная Россия должна представлять собой "национальную общность, которая обретает самостоятельное ценностное измерение "сверх" и даже "поверх" взаимных интересов или экономического прагматизма".

Решение проблем ксенофобии неразделимо с решением целого ряда других проблем.

В частности, это проблема неприменения или избирательного правоприменения соответствующего законодательства. "Преступления, имеющие очевидный общественный резонанс как связанные с ксенофобией, получают судебную оценку как бытовое хулиганство. И это преступления, рассчитанные на общественный резонанс и потому несущие не только ситуативное практическое насилие своим конкретным жертвам, но насилие массовое и символическое - по адресу значительно более широкой аудитории. Такие дела не заканчиваются и не исчерпываются отдельным судебным приговором".

Но в первую очередь это - решение социальных проблем, частью которых является миграция.

"Нельзя допускать, чтобы дискриминационная практика, допускаемая самими государственными службами, получала возможности подзаконного "прикрытия" в решениях региональных исполнительных или законодательных инстанций. Эта задача прямо касается проблемы миграции внутри страны. Законодатель и госслужащий должны защитить права граждан России на свободу выбора места жительства и места применения своих талантов: речь идет о правах "внутренней миграции", то есть о правах граждан России, которые иной раз оказываются чуть ли не в положении гастарбайтеров в пределах территории своей страны. Права этих граждан должны быть защищены как перед местными властями и работодателями, так и перед иностранной рабочей силой", - считает президент Северной Осетии.

В случае, если государственная власть (в первую очередь, в лице федеральных органов) проявит политическую волю в решении задач, которые отметил А.Дзасохов, следующим шагом станет укрепление партийной системы, поскольку "политические партии сегодня, если не кривить душой, еще слабо проявляют себя в качестве необходимой формы конструктивного давления как на региональные власти, так и на само общественное мнение по актуальным вопросам строительства общегражданской российской нации".

"Не только Федеральному Собранию, но и вновь создаваемой Общественной палате можно было бы подумать о формировании своего рода государственного заказа ведущим научным учреждениям гуманитарного профиля, а также медиаструктурам, контролируемым государством. Они могли бы составлять проекты исследовательского, образовательного, информационного характера, в которых задача формирования толерантного сознания должна быть поднята до уровня приоритета государственной национальной политики"
, - завершает свою статью президент Северной Осетии.

Ссылки на данную статью [3]