14 февраля 2005 г. в журнале "Эксперт-Северо-Запад" была опубликована статья Антона Ширикова "Время бритых голов", в которой рассматривается вопрос о перспективах развития скинхедского движения в России и опровержению целого ряда ложных представлений об этом явлении (например, о том, что скинхеды - это организация, что лидеры право-радикальных партий активно используют скинхедов в своих целях и т.п.).
А.Шириков исходит из того, что "никакого "фашистского фронта" в России, как, впрочем, и на Западе, не существует... Скинхеды - это молодежная субкультура, у которой есть мифология, праздники, атрибутика и жизненный стиль, но нет жесткой иерархии и общих задач. Именно поэтому две российские столицы оказались центрами движения скинхедов: большой город, как известно, - питательная среда для любых субкультур". По мнению эксперта Вячеслава Лихачева, автора книги "Нацизм в России", вышедшей в Информационно-исследовательском центре "Панорама" в 2002 г., скинхеды тяготеют к объединению в "небольшие локальные группы по месту проживания, работы или учебы вокруг выдвигающихся из собственной среды лидеров, журналов с мизерным тиражом или музыкальных коллективов". Локальность объединений - одна из причин того, что у скинхедов нет единой организации даже на региональном уровне: группы из разных районов города часто враждуют между собой.
Вряд ли верно утверждение о том, что скинхедами "управляют лидеры националистических партий, делая их руками самую грязную работу". По мнению В.Лихачева, готовность к такому сотрудничеству низка как у скинов, так и праворадикальных организаций. Скинхеды, принимая от националистов помощь, при этом или считают политические партии частью системы, с которой они якобы борются, или гордятся принадлежностью к "фирме" (локальной малочисленной группировке) и не хотят вступать в другие организации. Националисты же боятся принимать к себе большую массу скинхедов, "потому что за их спонтанную активность придется отвечать. А отвлекать всех от уличного хулиганства и приставлять к партийной работе нет смысла, здесь нужны "интеллектуалы", которые обычно набираются из студентов".
По мнению научного сотрудника Центра независимых социологических исследований социолога Михаила Соколова, нынешний всплеск активности "бритоголовых" отчасти вызван именно тем, что радикальные партии вошли в фазу кризиса. Признаками этого кризиса, в частности. Являются отказ от идеи формирования штурмовых отрядов, зацикленность на антисемитизме, неспосбность переориентироваться на нарастающие в обществе "антиюжные" настроения (ср. с теоретическими наработками самих право-радикалов).
Так же сомнительно утверждение, что "скинхедов подкармливают преступные группировки, религиозные экстремисты или даже силовые структуры". Безусловно, такие случаи есть, однако они носят эпизодический характер и ограничены теми же соображениями, что и у праворадикалов.
Скинхеды, приходит к выводу автор, - явление социальное. "С одной стороны, мы имеем огромное число молодых людей, оказавшихся в маргинальной ситуации. Практика показывает, что основная социальная база "бритоголовых" - ребята с городских окраин, без особых перспектив и надежд. "В условиях, когда общество жестко разделено на бедных и богатых, а способов подняться по социальной лестнице почти нет, эти люди не имеют шансов получить хорошее образование и найти приличную работу, - говорит Михаил Соколов. - Они не могут, как многие их предшественники в начале 1990-х, пойти в бандитскую среду: она уже сформировалась и новые кадры отбирает очень тщательно. Ненависть молодежи направляется на тех, кто их выдавил из преступной среды и мира торговли. Зачастую это представители этнических диаспор, легко вписывающиеся в образ врага". Причем, это не только дети из неблагополучных семей, "пэтэушники" и т.п., но и дети бывшего советского "среднего класса" , например, дети инженеров, не сумевших приспособиться к современной дйствительности. Т.е. националистический молодежный протест подпитывается семьей и обществом: "Недовольны не только дети, но и их родители, и поэтому молодые радикалы вместо отпора и возмущения встречают у окружающих одобрение".
Скинхедская субкультура очень молода. В нее приходят в 12-14 лет и уходят лет в 20. Другое дело, что луди ушедшие из "фирм", безусловно, сохраняют свои взгляды. Лидеры же скинов либо уходят в идеологически ориентированные организации (как, например, лидер московской группы "Русская цель" Семен Токмаков, ставший заместителем главы Народной национальной партии (Иванова-Сухаревского), либо остаются в андеграундной музыкальной культуре, либо стремятся сделать политическую/ чиновничью карьеру (как, например, руководитель питерского "Солнцеворота" Артем Талакин, ставший теперь экспертом при Институте подростка и участвующий в работе городского комитета по молодежной политике).
При том, что ротация "скинхедских кадров" происходит довольно активно, нельзя забывать, что "и нынешние, и бывшие скинхеды прямо или косвенно работают на воспроизводство этой среды".
В заключении статьи автор делает неутешительные выводы - несмотря на то, что скинхедам объединиться трудно, это не невозможно. Причем, объединить их сможет только внешняя сила. Этой силой может стать радикальная партия, которая решится сделать прямую ставку на молодежные боевые отряды (По мнению М.Соколова, эта партия"почти наверняка будет рыночной, антиэлитистской и светской, а в ее идеологии вероятна эксплуатация умеренного антисемитизма и предубеждения против мигрантов"). Или же скинхедов могут использовать российские госстуктуры , для которых "скинхеды могут стать удобным инструментом нейтрализации активных оппозиционеров" в случае невозможности для власти нейтрализовать социальный протест (примером этого может служить нападение на штаб-квартиру НБП).
Шириков Антон. Время бритых голов // Эксперт - Северо-Запад. 2005. 14 февраля.