Новости по теме

Маша Липман: Эксплуатация националистической угрозы особенно пугает, поскольку эта угроза реальна

29 марта 2005 года на сайте "Инопресса.Ру" был опубликован перевод статьи редактора журнала Pro et Contra Московского центра Карнеги Маши Липман "Игры с фюрером в российской политике". Поводом к публикации стали заявления председателя Совета Федерации России Сергея Миронова о возможности продления президентских полномочий В.Путина в случае нарастания "фашистской угрозы".

Автор обращает внимание читателей на то, что в настоящее время политологи, аналитики, журналисты все активнее обсуждают тему президентских выборов 2008, но при всей этой активности "среди многочисленных слухов и догадок аналитиков не хватает одного сценария - что произойдет демократический переход власти; это нечто небывалое для России".

Это само по себе показательно: "Перспектива передачи власти политическому сопернику кажется правящей элите абсолютно неприемлемой". Недавние события в Грузии, Украине и Киргизии заставляют правящую элиту искать обоснование отмены выборов, которые могут стать реальной угрозой их существованию. "Потому-то в политических кругах и возникла настоятельная потребность в "угрозе выборам-2008". Для политического истеблишмента это попытка сохранить статус-кво".

Однако, по мнению М.Липман, особенно тревожна в поисках предлога для отмены выборов эксплуатация этнонационалистической угрозы. Потому, что национализм и ксенофобия - реальность, а не вымысел. "Этническое насилие и даже убийства людей нерусских национальностей - начиная от таджикских детей и заканчивая африканскими дипломатами - стали рутиной на улицах Москвы и других крупных городов. Полки респектабельных книжных магазинов Москвы изобилуют националистической литературой. Согласно последним опросам общественного мнения, все больше россиян поддерживают лозунги типа "Россия для русских". Молодые люди чаще пожилых придерживаются мнения, что "этнические меньшинства захватили слишком много власти в стране". В целом больше людей разделяют эту позицию, чем отвергают ее".

Более того, расцвету этнических предрассудков и ненависти в России в немалой степени способствовала сама политика Путина: это и Чеченская война, и сопутствующий ей "чеченский синдром", и возрождение менталитета "осажденной крепости", вкупе с ярой антизападной риторикой, и многое другое.
"Вместо того чтобы принять срочные меры по снижению националистической угрозы, Кремль предпочитает использовать ее в собственных интересах. Такая угроза - убедительное оправдание жесткой политики. Даже щепетильный Запад едва ли будет настаивать на соблюдении демократических процедур, если угроза того, что фанатичный националист окажется во главе ядерной державы, станет реальной. Путин или один из его доверенных людей будут восприниматься как относительно благоприятная альтернатива по сравнению с "фюрером".

При этом М.Липман задается вопросом, который уже не впервые звучит в подобных аналитических статьях (ср., например, с публикациями Э.Паина или анализом Д.Орешкина). Насколько силен контроль Кремля над перечисленными ксенофобными явлениями и над "карманными националистами" типа "Родины"? "В своем стремлении выжить любым способом действующая политическая элита России ввязывается в очень опасную игру", - завершает автор свою статью.