Новости по теме

Дмитрий Юрьев: Страшен не тот, кто "знает как надо", а тот, кто об этом вовремя кричит

8 апреля 2005 г. "Русский журнал" опубликовал статью Дмитрия Юрьева "На грани смуты", в которой автор с тревогой анализирует развивающиеся в России социальные процессы и приходит к выводу, что наиболее возможным для России будет Веймарский сценарий.

Вне зависимости от оценки автором личности Владимира Путина, Д.Юрьев приходит к выводу, что объективная картина состояния и государственного управления, и политического и социального пространства в России свидетельствует о неизбежности грандиозного социального взрыва. Исторических сценариев можно привести великое множество от Рузвельта до Гитлера. Но если учесть, что России однажды - в 1991 г. - уже повезло (тогда "свободная энергия социального прорыва (так уж получилось), не сдерживаемая ничем: ни разумом и волей элиты (элита была безвольна и глупа), ни управлением мощного лидера (немощных лидеров несло общей волной), - нашла себе путь в набор лозунгов, отрицающих ненависть и насилие, в идеологию "свободы и демократии"), вряд ли стоит надеяться на подобное везение еще раз.

Гуманистические, демократические, политкорректные понятия и риторика начала 90-х извращены и дискредитированы и все чаще воспринимаются как синонимы лжи и слабости. Это сосуществует с произволом и ксенофобией власти ("когда правоохранительные органы одной рукой бьют обывателя по голове дубинкой, а другой прикрывают скинхедов и втихую повторяют вслед за ними про "черных", которые "понаехали тут", притом что никакие реальные меры по пресечению опаснейших социально-экономических последствий неконтролируемой миграции в регионах не принимаются"). Добавим к этому непрекращающуюся войну, коррупцию и т.п. явления - и вот уже готова взрывоопасная смесь, к которой нужно лишь поднести спичку.

В 1991 г. "повезло", потому что "идеология ненависти, нетерпимости и мести была эмоционально-смысловым стержнем советской идеологии", и автоматически была отторгнута обществом.

Ныне же тюменский экс-"памятник" Николай Павлов, маргинал на Съезде народных депутатов РСФСР - лишь один из фракции, и, по большому счету, "вполне нормальный такой депутат, сравнимый по лексике с лощеным "генерал-мажором Российской Федерации" Рогозиным или бывшим главным банкиром страны Геращенко. Быть нацистом теперь не стыдно. Говорить про "жидов и черных" - почти комильфо".

Автор убежден, что в ситуации системного кризиса, в котором ныне находится и государство, и общество, бояться надо не того, кто, по Галичу, "скажет: я знаю, как надо!" . Бояться надо того, "кто успевает первым крикнуть это самое "я знаю, как надо", и крикнуть при этом, что одновременно с ним "знают как" все остальные".

И в данном случае самое страшное не то что подростки подхватывают скинхедские лозунги и даже, как ни цинично это звучит, не то, что под этими лозунгами они убивают детей. Страшно то, что лозунги эти они в буквальном смысле слова подхватывают из воздуха, который просто насыщен этими настроениями.

Концентрация ненависти в атмосфере такова, что даже Дмитрия Рогозина, который относится к тому виду политиков, которые "становятся нацистами исключительно в той мере, в какой это способствует конкретному карьерному продвижению", считают одним из лидеров националистов. Однако "нацистские эманации исходят вовсе не от Рогозина - они, напротив, сходятся к нему и улавливаются его чуткой натурой, как локатором. Это-то и страшно". Ненавистью, как вирусом, поражена большая часть общества. Просто "взрослые" пока менее активны, в отличие от подростков, у которых еще не развиты сдерживающие механизмы и которые уже готовы к погромам.