22 апреля 2005 г. в "Московских новостях" была опубликована статья Вадима Малкина, посвященная активизировавшимся в последнее время в России антисемитским проявлениям.
Основное внимание автор уделяет не так называемому бытовому антисемитизму, а использованию "еврейского вопроса" в политических целях властными элитами. По его мнению, нынешний всплеск антисемитизма в немалой степени связан с активнейшими попытками реанимировать идеологию "осажденной крепости" в условиях паралича государственности. Идеологи "крепости России" надеются "вывести Россию из состояния полураспада государственности путем придумывания ей внешнего врага и давления, в противовес которому нация будет способна стать нацией".
Идеологическая бедность подобного проекта видна во всем, вплоть до отсутствия и новых идей, и новых методов. Даже нынешний антиамериканизм формируется по лекалам антисемитских мифов, начала ХХ века: "Евреи всегда были идеальным невольным исполнителем роли врага, идеальными "чужими" для определения "своего". Кому как не им, рассеянным по всему мiру, олицетворять угрозу, которую этот агрессивный мiр несет Родине? Сейчас с ними смогут конкурировать разве что американцы, а с "Протоколами" тогдашних мудрецов - лишь относительно недавние секретные планы Даллеса. Олигархи, приватизировавшие в смутное ельцинское время лучшие куски, развалившегося правда, народного хозяйства, как подобраны по пятому пункту. Так ведь и до расчленения России недалеко силами ЦРУ и евреев-толстосумов".
Пока получается плохо. Но впереди еще несколько лет. Тем более, что В.Малкин не исключает, что первоначальные телодвижения в "антиолигархической" кампании вполне могли диктоваться не личными корыстными интересами, а подспудными установками бытового антисемитизма, присутствовавшими в сознании инициаторов борьбы с "еврейским антиолигархическим заговором": "Они, пожалуй, свято верят, что их первейшая должностная обязанность, руководи они спецслужбами или канцелярией, не дать еврейскому капиталу в союзе с геополитическими противниками российской государственности лишить нашу страну контроля над чем-нибудь стратегическим. Просто так получается, что экспроприированное из рук еврейских олигархов стратегически ценное добро русского народа переходит под контроль этих самых должностных лиц. Не потому, что они жаждут денег, просто кому же еще можно доверить управление трубой и вышкой в столь критический для Родины день?"
"Борцы" не могут не отдавать себе отчета, как неприглядно выглядят их действия не только и не столько внутри, сколько за пределами России. Поэтому стремятся обосновать их некими общепринятыми идеологемами: "К примеру, отважно бороться с антисемитизмом, расизмом, фашизмом и прочими вполне объяснимыми с точки зрения укрепления государственности проявлениями национального самосознания".
Идеологическая нищета "борцов" такова, что по их мнению, вполне достаточно "просто назвать евреев (заодно с американцами) фашистами", одновременно развивая антиамериканскую истерию и преследуя крупный бизнес по этническому принципу, с одной стороны, а с другой - всячески демонстрировать борьбу со скинхедами и опасность роста антисемитских настроений: "Понимаете, в обществе - чудовищный рост антисемитских настроений, если у власти не мы, то уж точно фашисты, мы-то, кто в Кремле сейчас, с ними хоть боремся. Как можем, как умеем".