Новости по теме

Фашизм в России: Молодежь ориентируется на то, что видит, и винить ее в этом глупо

11 мая 2005 г. газета "Аргументы и Факты - Москва" опубликовала подборку мнений о ксенофобии и распространении неонацистских идей в современной России. Корреспондент Константин Кудряшов постарался представить максимальный спектр мнений: общественный активист, лидер партии, которую часто называют "фашистской", сотрудник правоохранительных органов, чиновник, педагог, историк.

Эта подборка вновь довольно наглядно показывает разницу "государственного" и "гражданского" подхода к проблеме распространения ксенофобии в России.

Например, председатель Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин считает, что сама дискуссия на тему "есть ли сейчас в России фашизм" смешна: "Конечно есть! Да, правое движение сейчас разрозненно, относительно малочисленно, но дело не в числе, а в эффективности. Они прекрасно организованы и пользуются поддержкой как минимум трети населения. Они привлекательны для молодежи своим порядком и сознанием того, что каждый твой удар кулака — святая борьба за нацию". Он подчеркивает, что нынешняя ситуация уходит корнями еще в перестроечные годы, когда начала открыто распространяться нацистская и неонацистская литература, а над попытками обратить на это внимание властей смеялись: "Мол, что вам с этой пропаганды, в стране, победившей германский фашизм, свой не заведется". (в качестве ответа Е.Прошечкину приводится реплика Эдуарда Лимонова, лидера Национал-большевистской партии. Он, наоборот, считает, что "реального фашизма сейчас у нас нет" а обвинения в фашизме - не что иное как удобный политический ярлык для инакомыслящих).

В качестве еще одного экспертного мнения приводятся слова оперативного сотрудника московской милиции, который высказывает уже привычную для милиционеров точку зрения: "Скинхедов в столице нет, это обычные хулиганы... В столице орудуют шайки бритоголовых, которые устраивают драки и избивают прохожих. Однако называть их националистами или фашистами неверно. Молодежные группировки, склонные к насилию, существовали всегда". При этом милиционер проводит аналогию между "бритоголовыми" с "дворовой шпаной" начала пятидесятых годов и "люберами" восьмидесятых. По его мнению, все это явления одного порядка, способ вымещения подростковой агрессии: "Национальная идея для них — не более чем повод набить морду слабому, а потом еще и обшарить его карманы".

Депутат Мосгордумы Ирина Рукина, известная своими некорректными высказываниями в адрес иноэтничных мигрантов, считает, что фашизм в России есть, распространен он в молодежной среде, а проблема появилась из-за того, "что сегодняшняя система образования недостаточно занимается настоящим патриотическим воспитанием", в частности, не дает однозначных трактовок исторических событий: "Для молодежи те зернышки двусмысленности, которые содержатся в учебной литературе, в будущем могут оказаться роковыми".

Сотрудник Московского гуманитарного университета Юлия Шведова считатет, что "фашизм пока и не является ведущей молодежной идеологией, но влияние его растет... Пока этот фашизм развивается вширь, он бытовой, на уровне символики и мордобоя. Но к бритоголовым ребятам могут прийти взрослые идейные люди, взять их под свою опеку и контроль, и вот тогда начнется настоящее развитие".

Историк Олег Будницкий призывает не смешивать понятия "фашизм" и "нацизм". При этом он обращает внимание на схожесть ситуации (прежде всего политической) в современной России с условиями в которых укреплялись и развивались режимы Гитлера и Муссолини, особенно последнего: "В классическом итальянском фашизме был очень силен момент стремления к социальной справедливости, свойственный и нашему национальному характеру. Желание твердой власти, желание передоверить решение своих проблем государству — все это создает хорошую базу для развития фашизма как государственной политики. Скинхеды — не более чем следствие. Молодежь ориентируется на то, что видит, и винить ее в этом глупо".