Новости по теме

Дмитрий Богоявленский: Убыль населения России скорее всего примет затяжной характер

2 июня 2005 г. газета "Криминальная хроника" опубликовала интервью со старшим научным сотрудником Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Дмитрием Богоявленским, посвященное демографическим проблемам с которые в ближайшее время предстоит столкнуться России.

По словам Д.Богоявленского, уже сейчас родительские поколения замещаются детьми менее чем на шестьдесят процентов, а между тем, по прогнозам демографов, убыль населения России, скорее всего, примет затяжной характер.

Демографическая ситуация, в которой установилось соотношение рождаемости и смертности, делающее невозможным простое возобновление поколений, не является неожиданностью. Население росло лишь благодаря демографической инерции XIX - начала XX столетия, но к настоящему времени эта инерция исчерпана. Причем апелляции к "геноциду народа" якобы осуществляемому постперестроечными политиками России являются не более чем политической спекуляцией: уже в шестидесятых годах рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства. Просто тогда это предпочитали не обсуждать по политическим причинам. "Демографические процессы слишком медленные, чтобы экономические неурядицы оказывали на них существенное влияние. Причем тут реформы, если фатальное сближение кривых рождаемости и смертности началось полвека назад? Это - доставшаяся нам в наследство запущенная хроническая болезнь". Кстати, формально не влияют на демографическую ситуацию и локальные войны последних лет: "В Афгане мы потеряли пятнадцать тысяч человек. В первую чеченскую по официальным данным погибли более четырех тысяч, а во вторую более двух с половиной тысяч. Серьезно повлиять на демографические процессы это не могло. У нас от несчастных случаев каждый год гибнет больше" [обращаем внимание, что ученый оперирует официальными данными потерь и "чеченские" цифры явно учитывают лишь армейские потери, а не потери мирного населения - ред. ]. Однако нельзя забывать, что войны порождают затяжную психологическую реакцию, при полном отсутствии в России социальной реабилитации участников и жертв локальных военных конфликтов: "Рожать сыновей, чтобы им затем перерезали горло где-то в чужих горах, а военком сказал: "Чего вы от меня хотите, я его туда не посылал!"? Нет уж, увольте! А сколько солдат вернулись домой психически искалеченными? По числу самоубийств Россия находится в первой пятерке - около пятидесяти тысяч ежегодно".

При высоких темпах сокращения численности населения вопрос о привлечении мигрантов становится вопросом выживания государства. Потому что рассуждения о стимулировании рождаемости внутри страны в нынешней ситуации являются, по мнению ученого, либо демагогией либо глупостью: "Когда говорят, что для стимуляции рождаемости надо повышать пособие матерям, мне становится не по себе. Будем реалистами. В месяц на ребенка не дадут и тысячи рублей. А кого могут стимулировать пара-тройка сотен? Только людей из социальных низов, люмпенов, которых сейчас в стране пятнадцать процентов. Но ведь они будут воспроизводить себе подобных, деньги пропивать, а брошенные на произвол судьбы дети станут расти, как сорная трава. Спросите у милиции, что думают они о такой перспективе увеличения числа россиян".

Между тем, вопрос о массовой иммиграции в Россию, неизбежно встречает возражения, связанные с опасениями межэтнических конфликтов, невозможностью культурной ассимиляции большой массы мигрантов и т.п. "Мол, придут китайцы и все захватят? Будем слабыми - конечно, захватят. Будем сильными и умными - используем их в своих интересах".

Главное, что порождает такие настроения и противодействия жизненно важному процессу иммиграции, в противовес депопуляции, является склонность к компанейщине, отсутствие навыков систематической, ежедневной и главное - неблагодарной и незаметной неспециалистам работе: "К сожалению, в решении запущенной демографической проблемы нет того главного звена, взявшись за которое можно вытянуть всю цепь. Заниматься надо всем сразу. Нужна огромная, затратная, не слишком заметная по скорости достижения результатов, а потому и не слишком популярная работа. Демографические процессы глубинные, долгие, следовательно, и меры влияния на них должны быть длительными".

Вслед за Ж.Зайончковской и А.Вишневским, Д.Богоявленский указывает на то, что недальновидная миграционная политика государства с одной стороны, способствует росту ксенофобии в стране, а с другой - сокращает миграционный поток с территорий бывшего СССР - т.е. мигрантов "культурно близких" россиянам. И это, по мнению ученого, является огрoмной стратегической ошибкой. Как ошибкой является отказ от регулирования миграционных потоков и самоустранение государства от процессов ассимиляции мигрантов.