Новости по теме

Виталий Куренной: Гражданская империя как путь преодоления национализма и ксенофобии

27 июня 2005 г. "Политический журнал опубликовал статью кандидата философских наук Виталия Куренного "Гражданская империя", посвященную проблемам выбора стратегического пути развития российской государственности, который, в свою очередь обозначит пути решения большинства проблем современной России, в том числе проблему ксенофобии.

Автор считает, что противоречивая политика советского государства привела к тому, что к распаду СССР в стране четко обозначились два противоречащих друг другу процесса: "закрепление национальной идентичности, продиктованное задачами управления, и социальная атомизация общества, протекающая в индустриальном советском обществе". Эта двойственность и определяет современное состояние проблемы межэтнического взаимодействия в стране и задает векторы двух направлений развития России.

Создание "русского национального государства". Это предполагает закрепление власти в государстве за одной господствующей группой (русскими), которые рассматривают все прочие группы как меньшинства. "Этот проект предполагает установление полного контроля над институтами социального и культурного воспроизводства, который будет иметь не нейтральный, а отчетливо выраженный националистический характер, включая сюда соответствующую религиозную составляющую. Последняя инкорпорируется в институты образования и в армию. Для удержания этого контроля необходимо создание системы четких идентифицирующих признаков, отделяющих господствующее большинство от меньшинств, а также - если речь не идет о тотально изоляционистской программе - выполнение минимальных требований, диктуемых современными международными нормами, связанными с правами личности на культурное самоопределение".

Этот вариант ориентирован на поддержку русской диаспоры за рубежом и, наоборот, не ориентирован на прием мигрантов, что в современных условиях экономически крайне нецелосообразно.

Однако главная трудность реализации проекта "Русское национальное государство" заключается не в экономических, внешнеполитических и т.п. объективных факторах. "Основной вопрос, который должен быть адресован этому проекту, касается условий возможности его реализации. Обладает ли предполагаемая господствующая группа той национальной идентичностью, к которой апеллируют сторонники создания русского национального государства? Ведь именно эта группа в действительности в наибольшей степени была подвержена процессам индивидуалистической модернизации советского периода. Те национальные черты, которые ей сейчас стараются приписать, включая религиозность, - это не фактические качества, а переменчивые проекции желаемого".

Альтернативной этому является создание гражданской империи. Объектом управления в ней "являются не этнически-религиозные группы, а институты индивидуализированного гражданства. К таковым относятся в первую очередь институты образования (главным образом школа), а также армия. Прохождение этих институтов формирует слой российских граждан, являющихся носителями исторически устоявшегося доминантного языка (русский) и русскоязычной культуры. Важным элементом гражданства является также лояльность по отношению к соответствующей политической культуре (к сожалению, мы пока не определились, что это за культура). За этим исключением в сфере гражданства отсутствует националистический элемент. В первую очередь это относится к религии. Речь может идти лишь о "гражданской религии", не имеющей в себе никакого доктринального содержания помимо неопределенной веротерпимости и религиозности, основанной на историческом предании и общих праздниках".

Причем автор подчеркивает, что "речь идет о прагматической задаче создания мощной сферы российского гражданства, а не нового "российского народа". Это означает, что национальное разнообразие должно приветствоваться и даже искусственно поддерживаться...Однако главной целью такого общества является в конечном счете свободный гражданин, имеющий право и возможность дистанцироваться от национально-религиозной идентичности и вступать в любые гражданские ассоциации. При реализации данной имперской стратегии российская территория в большей степени ориентирована на прием инокультурных мигрантов и их гражданскую натурализацию".

Именно этот проект, по мнению В.Куренного, более реалистичен: он учитывает как объективные, так и субъективные условия, в которых существует современная Россия. Кроме того, реализация такого проекта позволит нейтрализовать возможные негативные проявления национализма и ксенофобии.