14 ноября 2005 г. "Профиль опубликовал статью Дмитрия Миндича "Русское гетто", в которой выражается недоумение истерикой, которая охватила российское общество в связи с событиями в Париже.
По глубокому убеждению автора в Москве по целому ряду причин, как объективных, так и субъективных, парижские события повториться не могут. Это и невозможность массового "оседания" мигрантов в столице, не говоря уже о переезде сюда их семей, и явный дефицит рабочих рук, который еще долго обеспечит мигрантов работой, и отсутствие социальной поддержки мигрантов, и многое, многое другое.
Однако при том, что зеркальное повторение парижских событий в России невозможно, это не значит, что не существует опасности крупных межэтнических столкновений. "Причем, как и во Франции, основная угроза исходит от населения гетто. Просто в России их не там ищут".
В качестве "этнического гетто", "причем самого большого в мире", автор рассматривает, например, республики Северного Кавказа. "Назвать по-другому эти территории, населенные в основном безработными людьми, не имеющими никаких шансов на продвижение по социальной лестнице, которые к тому же подвергаются в собственной стране откровенной национальной сегрегации, сложно".
Однако автор все же не склонен считать парижский взрыв этническим или религиозным. Это - взрыв, в первую очередь, социальный. И в этом смысле "какой-нибудь пригород Воронежа с точки зрения социального неблагополучия мало отличается от парижского района Клиши, где начались беспорядки. Вернее, отличается — в худшую сторону. И совершенно не важно, что здесь живут в основном представители титульной национальности". Безработица, полный социальный и нравственный упадок, отсутствие жизненных перспектив и хотя бы самых элементарных представлений как выбраться с социального "дна". "Человеку, который не занимает никакого определенного места в обществе, очень трудно себя как-то идентифицировать. Проще всего считать себя русским, которого кругом обижают". Отсюда - ненависть к "нерусским".
При этом, напоминает Д.Миндич, "ксенофобия в России не связана напрямую с притоком иммигрантов из-за рубежа. Отечественные националисты не делают различий между гражданами и не гражданами России. А лозунги "Россия для русских" и "Москва для москвичей" подразумевают "Россия и без кавказцев тоже"" . И не нужно утешать себя мыслью, что радикальный национализм - удел маргиналов и не востребован обществом. Опросы социологов ясно показывают, что если наиболее решительные националистические лозунги поддерживает 16-20% населения, то остальные респонденты в большинстве своем также испытывают негативные чувства к мигрантам (страх, тревога, нелюбовь и т.п.).
Кроме того, для погрома всенародное участие и не требуется - это ведь не выборы. "Если хотя бы десятая часть из этих 16% клинических шовинистов (а это, между прочим, более 20 млн. российских граждан) решит перейти от слов к делу, страна будет ввергнута в такой хаос, в сравнении с которым горящие машины в парижских предместьях покажутся праздничной иллюминацией. Тем более что желающих повести их за собой становится все больше". И власть пока не знает, что противопоставить лозунгу "Россия - для русских", который - не что иное, как призыв к созданию "русского гетто".
Автор умеренно пессимистичен. Он не считает, что сторонники "русского гетто" способны радикально повлиять на те же выборы - 2008. Однако и рассчитывать на какое-то реальное противодействие этим силам (а без него неонацистские настроения в России будут только расти) - не приходится. "Осмелимся предположить, что призыв "вымести грязь" из Москвы (Краснодара, Челябинска и т.д.), скорее всего, встретил молчаливую поддержку у значительной части добропорядочных обывателей, в том числе и у некоторых представителей только что вылупившегося российского среднего класса. Можно представить, как неприятно будут удивлены эти люди, когда, покончив с таджикскими гастарбайтерами и рыночными торговцами с Кавказа, блюстители этнической чистоты придут за ними, простыми благополучными посетителями супермаркетов", - завершает свою статью Д.Миндич.