15 декабря 2005 г. портал "Маркетинг и Консалтинг" в рамках дискуссии о национализме в России опубликовал мнение директора института региональных программ Максима Дианова. Он считает, что в настоящее время рост национализма в Москве - результат усилий в первую очередь политтехнологов и СМИ: "Возбудить такие настроения достаточно легко при том информационном фоне, который постоянно идет по первому и второму телеканалам, когда в поданной информации дается негативная оценка мигрантам".
"Запугивание угрозой нашествия китайцев на Дальнем Востоке, а в Москве — засильем азербайджанцев, когда это исходит от высокопоставленных государственных чиновников — люди воспринимают это как политику. То есть, у нас политика, что они плохие. И когда эти настроения уже взращены, политтехнологически легко их использовать".
Поддерживаются эти настроения именно в Москве, поскольку вся российская политика "москвоцентрична" а искусственно создаваемая угроза "национализма" в городе дает широкие возможности манипуляции общественным мнением для собственных политических целей: "В других регионах государство настроено на то, чтобы пресечь националистические и экстремистские выходки. Не зря Путин поехал в Чечню и выступил в поддержку российского ислама. Я знал людей в Миннаце, который подготавливали заметки, с основной мыслью о том, что есть российский ислам с тысячелетними корнями, вовсе не нуждающийся в ближневосточных наставниках".
Однако он считает, что проблема радикального национализма для российских регионов на сегодняшний день не актуальна. Более того, директор Института региональных проблем считает, что в регионах (где напомним, довольно регулярно происходят и убийства, и нападения по мотивам национальной ненависти), этой проблемы нет.
"Националистические" проблемы Москвы, по мнению эксперта, связаны с ее экономическим процветанием (отметим, что вопроса, с чем связаны проблемы, например, "депрессивного" Воронежа, эксперт не поднимает - ред.): "Если в Москве разница между богатыми и бедными очень велика, она запредельная, то в регионах эта разница не так заметна. Там, собственно, не за что бороться. Националистические или антикавказские, античеченские настроения возникают, когда велико расслоение между богатыми и бедными, а среди богатых много инородцев. А второй вариант — когда все очень бедны, и кто-то должен быть виноват в этой бедности. Тогда власть не хочет брать ответственность на себя и переводит стрелки на некие группы населения".