Новости по теме

Валерий Тишков о ксенофобии, толерантности и планах Общественной палаты

8 февраля 2006 года состоялась пресс-конференция председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерия Тишкова.

В первую очередь В.Тишков обрисовал цели и задачи возглавляемой им комиссии, название которой, по его мнению несколько уже, чем те вопросы, которыми она собирается заниматься. В частности, одним из направлений работы комиссии В.Тишков видит проблему миграции и вопросами, связанными с мигрантофобией, с миграционными рисками, как двумя сторонами одной проблемы.

В.Тишков выразил свою озабоченность тем, что в настоящее время состав комиссии несколько односторонен из 8 ее членов четверо - религиозные деятели.

Он отметил также, что в настоящее время в России сильна тенденция "всякую гадость, которая происходит в мире, примерять с остервенением на себя". Как это происходило например с событиями в парижских пригородах осенью 2005 года.

Значительная часть интервью была уделена проблемам миграции и мигрантофобии. В.Тишков отметил, что после распада СССР России не удалось грамотно использовать сложившуюся ситуацию, когда люди из бывших союзных республик - русскоговорящие, высококвалифицированные, воспитанные в единой системе образования - стремились в Россию. Сейчас же ситуация изменилась. Во-первых, уличшилось экономическое состояние целого ряда бывших советских распублик, во-вторых, миграционные потоки из них очевидно переориентировались на Европу.

В.Тишков предупредил об опасности разделения мигрантов из стран СНГ по этническому принципу. "...Разграничение бывших сограждан по этническому принципу ущербно: русских и татар возьмем, чувашей возьмем, а молдаван, украинцев брать не будем, смешанные семьи — не знаем. Поэтому этот подход о репатриации из стран бывшего СССР вызывает много вопросов. Мы рано взялись делить по этническому принципу наших бывших сограждан. Есть только два понятия соотечественника: это граждане Российской Федерации — носители одинаковых паспортов и бывшие соотечественники по Советскому Союзу, с которыми просто так расстаться мы не имеем права. И не должны, учитывая нашу собственную демографическую ситуацию и желание людей" .

Был затронут и вопрос о ксенофобной риторике как одном из мощных источников поддержки ксенофобных настроений в обществе. В частности. В.Тишков заявил, что в настоящее время он обсуждает с другим членом ОП, главным редактором "Московского Комсомольца" Павлом Гусевым возможность создания некоей "хартии толерантности" и внось озвучил свою идею "отказа в публичности" политикам-ксенофобам. (Отметим, что :Московский комсомолец;, с главным редактором которой В.Тишков обсуждает :хартию толерантности; уже на протяжении многих лет соперничает за сомнительное :первенство; по количеству языка вражды с "Комсомольской правдой" - ред. )

Отвечая на вопрос об источнике ксенофобных настроений, В.Тишков заявил, что, по его мнению существуют два мифа. Во-первых, то что человек идентифицирует себя черед отрицание "другого", а не через сопоставление с ним, т.е. на негативном компоненте. Второй миф - что ксенофобия порождается в первую очередь бедностью. Однако, по мнению В.Тишкова экономический фактор - существенный, но не главный составляющий ксенофобных настроений.

Комм. В качестве примера распространенности ксенофобных настроений в российском обществе, отметим следующее. Буквально через несколько минут после того, как В.Тишков говорил о недопустимости "языка вражды" ему был задан следующий вопрос: "Какова ваша позиция по отношению к тоталитарным сектам, которые считают себя религиозными движениями, тем не менее используют любую критику в качестве религиозной нетерпимости? Прокомментируйте участие Ряховского, как лидера тоталитарной секты пятидесятников, входящего в состав Общественной палаты" , - т.е. был продемонстрирован яркий пример того самого языка вражды, о котором шла речь ранее. К сожалению, в стенограмме не указано, представитель какого издания задал этот вопрос. Отметим, что В.Тишков немедленно заявил о сомнительности и ненаучности самого термина "тоталитарные секты" и уж тем более о неприменимости этого определения к пятидесятникам.