Этот краткий обзор был распространен на Конференции ОБСЕ по антисемитизму и иным формам интолерантности, прошедшей в Кордове 8-9 июня 2005 г.
Основной тенденцией 2004 года стала недостаточность государственного противодействия антисемитизму в ситуации нарастающей антисемитской активности.
Главной формой деятельности российских антисемитов по-прежнему остается пропаганда. Выражается она не только в маргинальных листовках, газетах или брошюрах; антисемитские идеи и интерпретации проникают и на страницы вполне тиражной прессы; антисемитские книги распространяются довольно значительными тиражами. Это связано с тем, что антисемитизм является важнейшей частью почти всех националистических и ксенофобных идеологий, распространенных в России, включая русский этно-национализм и радикальный политический ислам. Эпизодические неприязненные высказывания о евреях не вызывают уже, как правило, какой-либо общественной реакции. Антисемитизм становится по-прежнему неприятным для большинства, но все более привычным фоном.
Когда в 2002 году на канале ТВЦ один раз вышла передача "Антидеза", основанная на антисемитских мифах, это вызвало громкий скандал, и передача была немедленно закрыта. А вот с 2004 года на петербургском дециметровом канале ТВ-3, принимаемом также в Москве и в целом ряде других регионов, довольно регулярно выходит телепередача "Наша стратегия", систематически ведущая националистическую (в том числе и антисемитскую) пропаганду - и на это никто не обращает внимания. Ведут передачу известные активисты антисемитских организаций, гости у них зачастую - того же типа. Канал ТВ-3 в целом совершенно не замечен в национализме; и с апреля 2005 г. передача сопровождается извещением, что редакция канала не несет ответственности за ее содержание.
Даже самая последовательная и агрессивная пропаганда, явно подпадающая под нормы уголовного закона, редко приводит ее создателей на скамью подсудимых. Но и тогда за преступлением обычно не следует наказание. Так, в 2004 году один обвиняемый из четырех был оштрафован, а трое других были по разным причинам освобождены от наказания вовсе, хотя двое из них ранее уже были осуждены за такие же преступления.
Привычность антисемитизма привела к тому, что в январе 2005 года 19 депутатов Государственной Думы поставили свои подписи под обращением к Генеральному прокурору (подписанному тогда около 500 гражданами; сейчас число подписей достигло уже 10 тысяч), в котором они требовали закрытия всех еврейских организаций как экстремистских. Это требование основывалось на целом наборе давно разоблаченных антисемитских мифов, включая мифы об особой агрессивности евреев к не-евреям, о ритуальных убийствах, о всемирном еврейском заговоре.
Характерно, что среди подписавших обращение депутатов нет депутатов от Либерально-демократической партии России, чей вождь Владимир Жириновский, является, видимо, самым известным в мире русским националистом. Но ЛДПР давно уже не склонна к столь радикальным поступкам. Обращение подписали депутаты от блока "Родина" и отчасти от Коммунистической партии. Именно "Родина" привела в конце 2003 года в парламент целую группу крайне радикальных националистов. Сейчас таких депутатов в Думе гораздо больше, чем было в любом российском парламенте новейшего времени, и это само по себе влияет на атмосферу в обществе.
В январе Президент и Государственная Дума осудили антисемитизм, но прокуратура продолжает исследовать вопрос, поднятый авторами обращения. Сейчас претензии антисемитов и ответное требование еврейских организаций возбудить уголовное дело в адрес авторов письма изучаются в рамках единой прокурорской проверки. Ни о каком наказании творцов самой крупной антисемитской провокации последних лет речь пока не идет.
Антисемитизм, конечно, не ограничивается пропагандой. В 2004 году было предпринято несколько довольно серьезных попыток погрома или поджога еврейских учреждений: в Москве, Ульяновске, Челябинске, Нижнем Новгороде и Пензе. Был случаи подбрасывания муляжей бомб, а в Москве один раз на пороге Института изучения иудаизма в СНГ взорвалось реальное безоболочное устройство. В 2005 году такая практика продолжилась, в частности, - нападениями на синагоги в Самаре и в Москве.
На уровне "прямого действия" основной формой проявления антисемитских настроений является вандализм. Нет смысла перечислять случаи нанесения антисемитских надписей. Главной формой вандализма остается осквернение могил: видимо, вандалы считают это более безопасным делом. За 2004 год было не менее дюжины таких акций в разных концах страны.
На самом же деле, как раз за вандализм на кладбище и были вынесены два состоявшихся в 2004 году приговора активным антисемитам (в Пятигорске и в Калуге). Участники же более опасных нападений на синагоги и иные еврейские центры наказаны не были.
Идеологически мотивированные уличные нападения на евреев достаточно редки. Такие нападения чаще всего совершают скинхеды, а для них идеологически более приоритетно нападать на приезжих и иммигрантов с типично южной или восточной внешностью. К тому же, евреи обычно не столь заметны в толпе, за исключением евреев, носящих кипу или полностью традиционно одетых.
В целом, расистское насилие на улицах российских городов стремительно растет. По нашим данным, в 2004 году таким образом было убито не менее 45 человек, а число пострадавших многократно больше. При этом за 11 месяцев 2004 г. мы зафиксировали только два серьезных антисемитских нападения: в Йошкар-Оле (республика Марий-Эл) - на сына руководителя еврейской общины, а в Костроме - на проходившего мимо синагоги гражданина, который вовсе не был евреем. Зато в декабре-январе в Москве было совершено сразу несколько серьезных нападений, самым известным из которых стало нападение на двух раввинов недалеко от синагоги в Марьиной Роще.
Часть избивавших раввина А. Лакшина была задержана, и после этого полоса нападений сразу прекратилась: вероятно, почти во всех случаях нападала одна и та же группа. Вскоре задержали и некоторых других нападавших. К сожалению, для столь оперативных и эффективных действий милиции понадобилось нападение на американского гражданина, каковым является А. Лакшин. Но сам факт столь эффективного пресечения скинхедской деятельности вселяет определенный оптимизм.