Преступления на почве ненависти и противодействие им в России. Обзор для конференции ОБСЕ

Этот краткий обзор был распространен на Конференции ОБСЕ по антисемитизму и иным формам интолерантности, прошедшей в Кордове 8-9 июня 2005 г.


Практически полная безнаказанность даже самой радикальной и последовательной пропаганды этнической, расовой, религиозной или иной ненависти остается важной проблемой российского общества. Эта проблема во многом предопределяет две другие разрастающиеся проблемы: первая - распространенность и привычность в обществе ксенофобных предрассудков, вторая - насилие на почве ненависти.

И власть, и общество осознают взаимосвязь этих проблем. Летом 2002 года был принят закон "О противодействии экстремистской деятельности" (вместе с комплексом поправок в другие законы), призванный подавить любые проявления экстремизма. В это понятие закон включил широчайший спектр действий - от терроризма до пропаганды этнической, расовой и религиозной интолерантности. Границы "экстремизма" как противоправной деятельности были очерчены весьма нечетко, зато санкции были предусмотрены жесткие: лишение свободы за призывы к любой экстремистской деятельности, легкое закрытие организации и изданий, возможность приостанавливать деятельность организации без суда и т.д. Сейчас, через почти три года, можно подвести некоторые итоги применения существующего законодательства.


Масштаб организованного расистского насилия растет с каждым годом. Основным источником такого насилия становится движение скинхедов, мало организованное, но зато многочисленное (несколько десятков тысяч участников), распространяющееся по все новым городам и все более жестокое. По нашим данным, несомненно неполным, в 2004 г. только в рамках скинхедских нападений было убито примерно вдвое больше людей, чем в 2003 году (не менее 45 против примерно 20). Раненные и избитые исчисляются сотнями. Правда, скинхеды уже не организуют столь крупных погромов, как в 2001-2002 гг. В 2004 году умножились угрозы ультра-националистов в адрес их противников, а 19 июня 2004 г. в Санкт-Петербурге был убит ученый и антифашист Николай Гиренко.

Эффективность расследования этих преступлений очень низка, сроки расследования нередко достигают года и даже более. Зато все чаще в юридической квалификации насильственных преступлений прямо учитывается мотив ненависти. Российское законодательство позволяет сделать это разными способами. Если еще в 2003 г. применялась ст.282 ("возбуждение вражды") УК как дополнительная к основной статье (убийство, избиение и т.п.; 3 дела), то в 2004 году было 3 приговора такого типа, а в 5 приговорах применен более правильный способ: учтен мотив ненависти как квалифицирующий признак для основного преступления, что влечет более серьезное наказание.

Таким образом количественное и качественное улучшение реагирования правоохранительной системы происходит примерно теми же темпами, что и рост преступности на почве ненависти. Это конечно, хорошо, но этого недостаточно.


Остается безнаказанной пропаганда ненависти. Многие известные пропагандисты, как отдельные граждане, так и издания, вообще не привлекаются ни к какой ответственности. Случаи уголовного преследования за пропаганду ненависти (по ст.282 УК) редки и почти никогда не приводят к реальному наказанию. В 2004 году трое из четверых осужденных фактически освобождены от наказания (один приговорен к штрафу), в 2003 г. - та же картина (но один все же был осужден на 2 года лишения свободы).

Важным инструментом против пропаганды ненависти могли бы стать санкции в адрес не авторов, а публикующих их изданий и издательств. И вероятно, самым эффективным инструментом были бы штрафы, но как раз такая санкция для изданий не предусмотрена. Их можно только закрыть или предупредить о возможном закрытии. Раньше такое время от времени случалось. Но по нормам нового законодательства закрыто было только одно издание. И даже количество известным нам предупреждений изданиям упало с примерно 30 в 2003 г. до трех или четырех в 2004 г.


Ненамного лучше обстоят дела с санкциями в адрес организаций, чья деятельность связана с преступления на почве ненависти или пропагандой ненависти. Как и раньше, такие организации, если и лишаются регистрации, то, как правило, без связи с антиконституционной сутью своей деятельности, за формальные нарушения (непредоставление в срок информации в Министерство юстиции и т.п.). Такой способ создает лишь незначительные затруднения самим ультра-националистическим группировкам и дискредитирует в глазах общественности противодействие ультра-националистам. Представляется недостаточно убедительным также и способ лишения регистрации за использование символики, сходной с нацистской (это предусмотрено законом 2002 года); именно так был закрыт в 2003-2004 гг. целый ряд организаций. Но почти все они продолжили реальную деятельность, а введенная в 2002 г. статья 282-2 УК, предусматривающая наказание за это, применяется только в отношении членов радикальной исламистской группировки "Хизб ут-Тахрир" (она запрещена Верховным Судом как террористическая, хотя известно, что "Хизб ут-Тахрир" не практикует террор).

Очевидно, у Министерства юстиции и прокуратуры не хватает ресурсов представить суду убедительные доказательства противозаконной деятельности таких организаций, основанные на их текстах и публичных выступления, хотя зачастую такая информация широко доступна.

Только 31 мая 2005 г. вынесен первый приговор по введенной в 2002 году статье 282-1 УК, предусматривающей ответственность за организацию экстремистского сообщества (т.е. группы, ориентированной на совершение деяний, входящих в определение экстремизма) или участие в таком сообществе. А ведь эта статья потенциально очень эффективна, в первую очередь - против группировок скинхедов..


Таким образом, закон "О противодействии экстремистской деятельности" способствовал лишь ухудшению противодействия пропаганде ненависти и очень мало улучшил политику ограничений для ультра-националистических организаций.

Зато правоохранительные органы постепенно учатся использовать против насильственных преступлений на почве ненависти те инструменты, которые существовали в УК и до принятия в 2002 г. новых законов. Практика показывает, что эти инструменты вполне достаточны. Нужно только активнее ими пользоваться.