Рекомендации Центра "СОВА" для встречи ЕС-Россия в Вене

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Центр "СОВА" принял участие во встрече с представителями ЕС в Вене 2 марта, приуроченной к третьему раунду консультаций ЕС-Россия по правам человека (к сожалению, российские дипломаты не пришли на эту встречу). Подробнее о встрече см. анонс на сайте Центра "Демос".

На встрече представителям ЕС была вручена сокращенная версия последнего ежегодного доклада "СОВЫ" о преступлениях на почве ненависти и государственном противодействии ксенофобии.
Она включала рекомендации нашего Центра для российских властей, подготовленные специально к этой встрече:



1. Необходимо наладить эффективный мониторинг проявлений ксенофобии по методике, согласованной профильными ведомствами, включая прокуратуру, МВД и Министерство культуры и массовых коммуникаций, и заинтересованными НПО. Мониторинг должен включать качественный сбор статистики по правоприменению в этой области.

Методику можно быстро выработать на рабочих встречах представителей профильных ведомств, НПО, омбудсмена, Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и согласовать последующий план действий, включающий:

- назначение государственного учреждения, ответственного за мониторинг в этой сфере;

- взаимные обязательства ведомств и НПО по обмену информацией;

- подготовку ответственным учреждением в сотрудничестве с НПО, участвовавшими в мониторинге, ежегодного отчета на основе стандартов, которые желательно согласовать с ОБСЕ или Советом Европы.


2. Необходима выработка дополнительных рекомендаций для органов МВД, прокуратуры, судов по правоприменению в сфере преступлений на почве ненависти. Соответствующие рекомендации МВД, Генеральная прокуратура, Верховный Суд могли бы подготовить на основе уже первого этапа вышеупомянутого мониторинга в сотрудничестве с заинтересованными НПО, омбудсменом, Советом по правам человека.

Публичная дискуссия пойдет на пользу подготовке таких рекомендаций. Ввиду очевидной сложности правоприменения было бы целесообразно создать базу данных приговоров, как обвинительных, так и оправдательных, по делам о расистских преступлениях и по делам по пропаганде ненависти, причем - вместе с подробным описанием самих инцидентов (а по делам о пропаганде - включая инкриминировавшиеся тексты).

Следует пользоваться уже имеющимися инструментами, например, предлагаемой ОБСЕ программой специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов для борьбы с преступлениями на почве ненависти


3. Следует воздерживаться от неоправданного и непродуманного ужесточения законодательства, примером чего является недавно подготовленный в Думе пакет поправок. Ужесточение законодательства само по себе не помогает решить имеющиеся проблемы, но может породить новые, связанные с неправомерным применением.

Наоборот, имеет смысл пересмотреть действующее законодательство, и в первую очередь закон "О противодействии экстремистской деятельности", в сторону сужения и конкретизации определения запрещаемых законом деяний. Это позволило бы указанному закону начать наконец работать и помогло бы избежать расширительного и избирательного правоприменения в данной сфере.

Внесение поправок в законодательство требует серьезного открытого обсуждения с участием не только правоохранительных органов, но и заинтересованных НПО, омбудсмена, Совета по правам человека.